Задумываясь о стиле воспитания собственных детей очень сложно выбрать правильную линию поведения или стиль воспитания. На сегодняшний день существует огромное количество литературы о воспитании детей и вся она в большей степени иностранного происхождения. Европейское, западное, японское и другие, но хотелось бы обратиться к своим истокам, к воспитанию российского дворянства.
Дворянское воспитание XVIII – середины XIX века, естественно, имело свои отличительные особенности и характерные признаки, которые были навеяны, как историческими предпосылками, экономическим положением страны, социальным устройством, так и состоянием культуры, этических норм общества. Известно, что воспитание это динамичный процесс и, если можно условно так выразиться, время и само общество постепенно отсеивает все ненужное и оставляет, то необходимое, которое передается из поколения в поколение и становиться общечеловеческим достоянием или общепринятыми нормами.
Что же такого особенного было в российском дворянском воспитании? Начнем с того, что XVIII – середина XIX вв. это расцвет дворянства российского общества. Дворяне были привилегированным сословием, цветом общества. Нормы светского поведения устанавливались именно этим сословием, на них и ориентировалось все российское общество. Поэтому эти нормы были выработаны с учетом достижения европейской культуры и с сочетанием своих исконно русских традиций.
Ребенок, родившийся в дворянской семье, получал соответствующий уход, образование, а, стало быть, и воспитание. Читая мировую литературу, получая образование за границей, а потом и длительное время, проживая там, переняв манеры и стиль общения, дворяне начинают вырабатывать общие этические нормы поведения в российском обществе. Основными критериями того времени было верность отечеству, поскольку дворяне в большем своем составе находились на государственной службе, что в то время, кстати, считалось престижным, благородство, в сочетании с бравым духом. Царя батюшку почитали и воспитывали почтение и уважение к государю.
Россия вела зачастую войны, поэтому военная служба также была в чести. Честь для русского дворянина была особым качеством, которому воспитывали с особым рвением. Если русский дворянин не сдержит своего дворянского слова, то порой это могло закончиться дуэлью.
Особое внимание уделялось физическому воспитанию. Негоже было быть тщедушным и нетерпеливым, не умеющим переносить трудности судьбы человеком. Храбрость также была в чести. Существует множество примеров классиков российской литературы, которые в подробности описывают быт и нравы дворянского общества, и даже подробные элементы дворянского воспитания и образования. Это произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А. Тургенева, Л. Н. Толстова, С.Т. Аксакова и других.
Вообще, если определить некую системность дворянского воспитания, то в общей сложности можно условно выделить 8 принципов.
Принципы дворянского воспитания
- Один из первых это честь. Чувство собственного достоинства культивировалось с измальства. Мальчику внушалось, что нарушить слово – это погубить свою репутацию дворянина. Была некая установка на идеал, который достигался образом жизни.
- Всячески поощрялись храбрые поступки, мальчики воспитывались на примерах сказок и былин бравых солдат и офицеров. А чтобы быть храбрым, нужно быть сильным. Сила, физическая прививалась в процессе повседневных тренировок и в соблюдении распорядка дня. Причем, воспитывалась не только сила в физическом смысле слова, но и сила духа и выносливость.
- Признаком достойного дворянского воспитания считалась дисциплина в сочетании с физическими нагрузками в виде гимнастических упражнений, фехтования, верховой езде, плавания.
- Признаком аристократического дворянского воспитания были особые требования к самообладанию. Негоже было показывать на людях признаки «слабости», такие как грусть, слезы, жаловаться на приватности судьбы, все эти сантименты были проявлением слабости. А потому дворянин должен был стойко переносить удары судьбы.
- Внешний вид занимал не последнее место в воспитании детей. Детей приучали к простой, но изысканной одежде, гигиене тела и чистоте жилища.
Умение преподнести себя обществу, тоже один из принципов дворянского воспитания. Дворянина приучали манерам пользования столовыми приборами, вести беседу, быть одетым сдержанно, не кичится богатством, но выглядеть достойно. - Особым контекстом шла скромность. Бахвальство было дурным тоном, дворянин с хорошими манерами никогда не оскорбит, не будет отчаянно отстаивать свою точку зрения в споре. Высказывая свое мнение, он должен использовать слова: «я не уверен, но мне кажется, правильнее будет так». В культуре речи пользовались правилом: говорить часто, но не много, чтобы не наскучить другим. В обществе не особо осуждалась бедность дворянина.
Дворянских детей обучали наукам, особым признаком аристократичной принадлежности и достойного воспитания считалось владение иностранными языками, латыни, греческого и французского языка. - Присутствие нравственности было необходимым в дворянском воспитании. Это находило свое отражение в отношение к семье: почитание родителей, целомудрие, особенно для девушек. Родителей называли на вы, было принято целование руки матушке и отцу, получать благословение, проклятие отца было страшнейшим наказанием. Семейное воспитание придерживалось патриархальных традиций.
- В дворянской семье мальчики и девочки воспитывались раздельно. В семье, как правило, рождалось много детей, но выживали не все. К детям с рождения приставлялась кормилица или няня, которая в основном и занималась воспитанием. Проживали все дети и няньки совместно, по достижению 5 летнего возраста, потом мальчики и девочки расселялись в отдельные комнаты, причем к мальчикам приставлялись дядьки, которые выступали в роли нянек. Родители навещали своих детей, следили за процессом воспитания, после достижения 7 летнего возраста, детям приставляли гувернанток, или гувернантов, которые занимались обучением. Потом проходило обучение в гимназии, причем юноши учились в мужской гимназии, а девушки в женской.
Период взросления считался у девушек с 16 годов, причем она должна была соблюдать строгие правила приличия. Не оставаться наедине с чужим мужчиной, не гулять одной в общественных местах. Юноши считались взрослыми с поступлением на службу, ближе к 18 годам.
Считалось благородным воспитывать детей из бедных, не дворянских семей и выводить их в люди. Примером может служить комедия Д.Ф. Фонвизина «Недоросль».
Таким образом, дворянское воспитание предмет внимания и было бы не справедливо не сказать, почему дворянское воспитание не осталось в чистом виде по сегодняшний день. Многие мыслящие люди, прочитав статью, могут подумать, если все так прекрасно и благородно, то почему столько критики было и со стороны современников и со стороны последующего поколения по высмеиванию элементов дворянского воспитания. Салон Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где он сам же высмеивает лицемерие светского общества, фамусовское общество в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Салтыкова – Щедрина в «Пошехонской старине» описываются антисанитарные условия дворянского дома и другие шедевры русской классики, продемонстрировавшие несостоятельность дворянского общества.
Дело в том, что у каждой системы воспитания и образования есть свое начало и свой конец, но важна преемственность поколений. Каждое последующее поколение должно отсеять ненужное, но оставить ценное созданное предыдущим поколением. В этом смысле, дворянское воспитание сейчас необходимо для переосмысления, потому что в потоке той безнравственности, бесчестности, истоки ценностных установок благородного, достойного, верного и добропорядочного были заложены именно дворянами. Вот почему дворянское воспитание на сегодняшний день столь привлекает к себе внимание многих.