Воспитание дворянских детей

Задумываясь о стиле воспитания собственных детей очень сложно выбрать правильную линию поведения или стиль воспитания. На сегодняшний день существует огромное количество литературы о воспитании детей и вся она в большей степени иностранного происхождения. Европейское, западное, японское и другие, но хотелось бы обратиться к своим истокам, к воспитанию российского дворянства.


Дворянское воспитание XVIII – середины XIX века, естественно, имело свои отличительные особенности и характерные признаки, которые были навеяны, как историческими предпосылками, экономическим положением страны, социальным устройством, так и состоянием культуры, этических норм общества. Известно, что воспитание это динамичный процесс и, если можно условно так выразиться, время и само общество постепенно отсеивает все ненужное и оставляет, то необходимое, которое передается из поколения в поколение и становиться общечеловеческим достоянием или общепринятыми нормами.

Что же такого особенного было в российском дворянском воспитании? Начнем с того, что XVIII – середина XIX вв. это расцвет дворянства российского общества. Дворяне были привилегированным сословием, цветом общества. Нормы светского поведения устанавливались именно этим сословием, на них и ориентировалось все российское общество. Поэтому эти нормы были выработаны с учетом достижения европейской культуры и с сочетанием своих исконно русских традиций.

Ребенок, родившийся в дворянской семье, получал соответствующий уход, образование, а, стало быть, и воспитание. Читая мировую литературу, получая образование за границей, а потом и длительное время, проживая там, переняв манеры и стиль общения, дворяне начинают вырабатывать общие этические нормы поведения в российском обществе. Основными критериями того времени было верность отечеству, поскольку дворяне в большем своем составе находились на государственной службе, что в то время, кстати, считалось престижным, благородство, в сочетании с бравым духом. Царя батюшку почитали и воспитывали почтение и уважение к государю.

Россия вела зачастую войны, поэтому военная служба также была в чести. Честь для русского дворянина была особым качеством, которому воспитывали с особым рвением. Если русский дворянин не сдержит своего дворянского слова, то порой это могло закончиться дуэлью.

Особое внимание уделялось физическому воспитанию. Негоже было быть тщедушным и нетерпеливым, не умеющим переносить трудности судьбы человеком. Храбрость также была в чести. Существует множество примеров классиков российской литературы, которые в подробности описывают быт и нравы дворянского общества, и даже подробные элементы дворянского воспитания и образования. Это произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А. Тургенева, Л. Н. Толстова, С.Т. Аксакова и других.
Вообще, если определить некую системность дворянского воспитания, то в общей сложности можно условно выделить 8 принципов.

Принципы дворянского воспитания

  1. Один из первых это честь. Чувство собственного достоинства культивировалось с измальства. Мальчику внушалось, что нарушить слово – это погубить свою репутацию дворянина. Была некая установка на идеал, который достигался образом жизни.
  2. Всячески поощрялись храбрые поступки, мальчики воспитывались на примерах сказок и былин бравых солдат и офицеров. А чтобы быть храбрым, нужно быть сильным. Сила, физическая прививалась в процессе повседневных тренировок и в соблюдении распорядка дня. Причем, воспитывалась не только сила в физическом смысле слова, но и сила духа и выносливость.
  3. Признаком достойного дворянского воспитания считалась дисциплина в сочетании с физическими нагрузками в виде гимнастических упражнений, фехтования, верховой езде, плавания.
  4. Признаком аристократического дворянского воспитания были особые требования к самообладанию. Негоже было показывать на людях признаки «слабости», такие как грусть, слезы, жаловаться на приватности судьбы, все эти сантименты были проявлением слабости. А потому дворянин должен был стойко переносить удары судьбы.
  5. Внешний вид занимал не последнее место в воспитании детей. Детей приучали к простой, но изысканной одежде, гигиене тела и чистоте жилища.
    Умение преподнести себя обществу, тоже один из принципов дворянского воспитания. Дворянина приучали манерам пользования столовыми приборами, вести беседу, быть одетым сдержанно, не кичится богатством, но выглядеть достойно.
  6. Особым контекстом шла скромность. Бахвальство было дурным тоном, дворянин с хорошими манерами никогда не оскорбит, не будет отчаянно отстаивать свою точку зрения в споре. Высказывая свое мнение, он должен использовать слова: «я не уверен, но мне кажется, правильнее будет так». В культуре речи пользовались правилом: говорить часто, но не много, чтобы не наскучить другим. В обществе не особо осуждалась бедность дворянина.
    Дворянских детей обучали наукам, особым признаком аристократичной принадлежности и достойного воспитания считалось владение иностранными языками, латыни, греческого и французского языка.
  7. Присутствие нравственности было необходимым в дворянском воспитании. Это находило свое отражение в отношение к семье: почитание родителей, целомудрие, особенно для девушек. Родителей называли на вы, было принято целование руки матушке и отцу, получать благословение, проклятие отца было страшнейшим наказанием. Семейное воспитание придерживалось патриархальных традиций.
  8. В дворянской семье мальчики и девочки воспитывались раздельно. В семье, как правило, рождалось много детей, но выживали не все. К детям с рождения приставлялась кормилица или няня, которая в основном и занималась воспитанием. Проживали все дети и няньки совместно, по достижению 5 летнего возраста, потом мальчики и девочки расселялись в отдельные комнаты, причем к мальчикам приставлялись дядьки, которые выступали в роли нянек. Родители навещали своих детей, следили за процессом воспитания, после достижения 7 летнего возраста, детям приставляли гувернанток, или гувернантов,  которые занимались обучением. Потом проходило обучение в гимназии, причем юноши учились в мужской гимназии, а девушки в женской.

Период взросления считался у девушек с 16 годов, причем она должна была соблюдать строгие правила приличия. Не оставаться наедине с чужим мужчиной, не гулять одной в общественных местах. Юноши считались взрослыми с поступлением на службу, ближе к 18 годам.
Считалось благородным воспитывать детей из бедных, не дворянских семей и выводить их в люди. Примером может служить комедия Д.Ф. Фонвизина «Недоросль».
Таким образом, дворянское воспитание предмет внимания и было бы не справедливо не сказать, почему дворянское воспитание не осталось в чистом виде по сегодняшний день. Многие мыслящие люди, прочитав статью, могут подумать, если все так прекрасно и благородно, то почему столько критики было и со стороны современников и со стороны последующего поколения по высмеиванию элементов дворянского воспитания. Салон Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где он сам же высмеивает лицемерие светского общества, фамусовское общество в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Салтыкова – Щедрина в «Пошехонской старине» описываются антисанитарные условия дворянского дома и другие шедевры русской классики, продемонстрировавшие несостоятельность дворянского общества.

Дело в том, что у каждой системы воспитания и образования есть свое начало и свой конец, но важна преемственность поколений. Каждое последующее поколение должно отсеять ненужное, но оставить ценное созданное предыдущим поколением. В этом смысле, дворянское воспитание сейчас необходимо для переосмысления, потому что в потоке той безнравственности, бесчестности, истоки ценностных установок благородного, достойного, верного и добропорядочного были заложены именно дворянами.  Вот почему дворянское воспитание на сегодняшний день столь привлекает к себе внимание многих.

Ссылка на основную публикацию