Дети – это наше будущее! И оно немного меркнет при совершении ребенком такого постыдного поступка, как воровство. В такой ситуации любой родитель впадает в ступор и начинает задаваться вопросами о дальнейших действиях по отношению к своему чаду. Главное в этом деле, не паниковать, а выяснить, почему ребенок начал воровать и обдумать последующие шаги в его воспитании, чтобы добиться полного понимания совершенного поступка. Психологи утверждают, что каждый из нас в детстве совершал незначительное воровство. И в этом нет ничего странного. Но разберемся во всем по порядку.
Содержание
Почему ребенок ворует
Детское воровство не является врожденным рефлексом. Эта привычка формируется постепенно в зависимости от многих факторов. Причины детского воровства могут быть следующими:
- Невозможно устоять. Маленькому очень хочется получить приглянувшуюся вещь или вкусное лакомство, а сил отказаться от своего желания, нет. В основном он понимает, что совершает запрещенный поступок, но без подсказки взрослого не способен остановиться. Виной такого действия является возраст ребенка, а именно неразвитость мозговых отделов, отвечающих за самодисциплину.
- Ради доброго дела. Звучит странно, но у детей встречается часто. Чтобы сделать приятно своим близким или понравившейся девочке (мальчику), ребенок берет без разрешения деньги на покупку подарка или уже готовую вещь без спроса. Малыш не совсем понимает, что совершает кражу, так как нравственные устои еще не сформированы, и он не видит всей полноты картины.
- Привлечь внимание. Очень часто дети таким своеобразным образом заставляют взрослых обратить на себя внимание. В таких ситуациях родителям нужно пересмотреть свое отношение к ребенку и подарить ему заботу, внимание и любовь.
- Плохая компания. Авторитет среди сверстников может заставить ребенка пойти на такой отчаянный шаг. Не секрет, что дети хотят казаться взрослее своего возраста, а после признания со стороны старших ребят, дети чувствуют себя храбрыми и смелыми, забывая, что совершили кражу.
- Вымогательство. Бывают случаи, когда старшие школьники требуют деньги с малышей, запугивая их различными издевательствами. Если вы заподозрили что-то подобное, необходимо взять инициативу в свои руки, иначе ребенок сам не справится.
Разбираемся в мотивах, если маленький человек ворует и в школе и дома
Сталкиваясь с воровством у себя дома, детский поступок можно оправдать невниманием с родительской стороны или страхом ребенка попросить определенную сумму на новую покупку. Но если подобные случаи происходят еще и в школе, то это серьезный повод задуматься над возникшей проблемой.
Почему же дети воруют дома и в школе?
Возможно, ваше дитя не видит ничего плохого в воровстве в целом или в домашних условиях ему все сходит с рук за подобные провинности. И в первом и во втором случае необходимо проводить беседы на тему моральных устоев в обществе, объяснять на понятном детям языке о преступных основах подобных поступков.
Мотивом для совершения краж может служить тяжелое стрессовое состояния ребенка. Это могут быть разногласия в семье, постоянное недовольство сыном (дочерью), развод родителей, постоянное невнимание со стороны близких людей и прочее.
Мотивы хищения у разных детей не схожи друг с другом, так как каждый человек индивидуален. Но родителям необходимо всячески пресекать такие поступки. А малышу необходимо чувствовать вашу поддержку и заботу. Поэтому при общении с ребенком вы должны вести себя сдержанно и спокойно, уделять внимание ему, выдумывать увлекательные совместные занятия и играть в интересные для него игры.
Что делать, если вор пойман
При случившейся краже родителям необходимо принимать конкретные меры и решать, как наказывать ребенка за воровство. Все действия должны быть обдуманными и согласованными между двумя родителями.
Если ребенок украл из дома деньги, то для начала проведите беседу и выясните, для каких целей была совершена кража. Проблема может оказаться вполне решаемой и подобных случаев больше не повторится. Но если деньги у родителей продолжают пропадать, а разговоры и объяснения ни к чему не привели, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.
При краже чужой вещи также необходимо разъяснение понятий «своего» и «чужого», выявление причин совершившегося факта. Попробуйте поддержать ребенка и объяснить ему, что воровать нельзя, расскажите о подобной ситуации, но только произошедшей с вами. Поясните, что вам также было сложно и стыдно, но вы справились с ситуацией.
Есть несколько правил-рекомендаций, чего нельзя делать:
- Ни в коем случае не запугивайте ребенка полицией и всеобщим позором;
- Не сравнивайте с другими более «правильными» детьми;
- Не надевайте ярлыков «вора» и «грабителя»;
- Никогда не начинайте разговора при свидетелях.
У стыдной проблемы есть возраст
Дошкольники (дети в возрасте 5-6 лет) уже хорошо понимают факт присвоения чужих вещей, но не ощущают аморальности своих деяний. В силу детского эгоизма малыш может воровать игрушки из детского сада или взять их у друга для домашнего пользования. В таком случае родители должны спокойно объяснить малышу, что брать чужое нельзя и вместе вернуть игрушку. Если вы поймали ребенка на воровстве в магазине, то следует показать ему, как нужно оплачивать товар или даже предоставить возможность поучаствовать в процессе. А по возвращении домой обязательно обговорите с ним произошедшую кражу в магазине и убедитесь, что малыш понял вас.
Дети школьного возраста уже более осознанно совершают кражи. В этих случаях необходимо быть крайне внимательным к поведению своего чада и наказывать за воровство. Причины воровства у детей младшего школьного возраста символизируют желание обладать яркой и красочной вещью, либо об эмоциональной нестабильности в неблагополучной семье. В возрасте 11-12 лет похищение в магазине будет означать желание продемонстрировать своим сверстникам независимость и смелость. При краже у одноклассников ученик может демонстрировать скрытую обиду или зависть к сверстникам.
Но будьте внимательны и наблюдательны, ведь в таком возрасте они способны избежать наказания с помощью лжи. В таком случае совет психолога поможет сгладить проблему.
Особенности 7 лет
В семилетнем возрасте у детей усиливается интерес и чувство собственности в отношении своего имущества. Для получения ценной для себя вещи малыш способен воровать деньги дома, чтобы потом потратить их, обменять или подарить своему другу. Родители должны отслеживать такие проявления ребенка и пресекать воровство денег. В этом возрасте дети могут взять что-то у учителя, у друзей или в магазине. Возможно, ребенок чувствует себя обделенным и испытывает желание обладать тем, чего у него нет, поэтому и берет чужие вещи. В основном проблема воровства этого возраста скрывается в психо-эмоциональном состоянии малыша. Проявите к малышу понимание, и помогите ему справится с чувством стыда. По возможности верните вместе украденную вещь владельцу и как компенсацию за плохой поступок сделайте что-то хорошее и полезное.
Профилактика. Что делать, чтобы предотвратить
Поведение родителей является для детей лучшим примером для подражания. Порядочность и честность воспитываются исключительно по наглядному примеру. Подобная модель поведения считается отличным профилактическим средством при детском воровстве. Рассмотрим пути решения проблем детского воровства:
- Доверительные отношения. Для установления таких отношений делитесь с сыном (дочерью) своими переживаниями и расстройствами, рассказывайте случаи из своего детства с подобными проблемами. Главное, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и брошенным.
- Ответственность. Придумайте для него ответственное занятие в пределах дома. Например, кормление питомца, полив цветов, мытье посуды и прочее. Такое обязательство постепенно отучит ребенка от воровства.
- Поучительные сказки для детей. Такие сказки оказывают на ребят сильное впечатление. На примере героев рассказов дети учатся понимать моральные нормы поведения в обществе. И смысл плохого поступка проникает в сознание ребенка в более доступной форме. Например, можно прочитать с ребенком рассказ о воровстве Н. Носова «Огурцы».
Помните, что ребенку важно ваше понимание, сочувствие и участие в его детских проблемах. Пускай они выглядят для вас смешными и неважными на фоне взрослых, но малыш так не думает и переживает по-своему. Задачей родителей является направить мышление ребенка в нужное и полезное направление.