Кризис идентичности у детей - этапы прояления. Памятка для родителей

Проявление кризиса идентичности у ребенка

Впервые понятие кризис идентичности было использовано Э. Эриксоном в работе «Идентичность, юность и кризис». В дальнейшем американским психологом были выделены также возрастные кризисы и кризисы этнической идентичности, которые часто наблюдаются у иммигрантов. Проблемы сложных периодов жизни необходимо преодолеть, ребенку для этого понадобиться помощь взрослых людей.

Экзис. кризис2

Что такое кризис идентичности

Под кризисом идентичности по Эриксону подразумевается поиски места в мире и осознание индивидуальной роли в жизненном процессе.

Кризис идентичности болезненно протекает в подростковом возрасте. Этот процесс неизбежен, но мудрое руководство родителей способно сгладить острые углы и избежать тяжелых последствий. От общества и семьи зависит, в каком направлении будет развиваться личность.

Тождество себя в окружающем мире проявляется следующими стадиями:

  • осуществленная самоидентичность;
  • мораторий (подросток или взрослый человек находится в состоянии выбора);
  • идентичность без выбора (часто встречается при предопределенности или давлении со стороны взрослых);
  • диффузная идентичность, отсутствие поиска собственного места в жизненном процессе.

В некоторых случаях диффузная идентичность перерастает в психопатологические состояния и проявляется асоциальным поведением.

Доверие к миру

Первоначальное проявление кризиса идентичности происходит в возрасте до одного года. В этом промежутке жизни закладывается основа степени доверия к окружающему миру, которая полностью зависит от отношения родителей к новорожденному и качества ухода за ним.

Борьба за независимость

В период от одного до трех лет развивается самостоятельность и возникает желание воспользоваться приобретенными навыками. Малыш капризничает и пытается самоутвердиться. Ребенок чувствует себя индивидом с собственными интересами. Родители должны позволить ребенку пользоваться независимостью в разумных пределах, это развивает уверенность в собственных возможностях. Постоянные одергивание и ограничение инициативы способствуют развитию скованности и сомнений.

Инициатива как альтернатива чувству вины

С трехлетнего до пятилетнего возраста ребенок развивает коммуникативные пути общения со сверстниками. В этом периоде закладываются лидерские и организационные способности. Дети исполняют ролевые игры с распределением обязанностей. Подавление активности в целях безопасности вызывает чувство вины и блокирует творческие задатки.

Самодостаточность против неуверенности в себе

С 5 до 12 лет ребенок приобретает новые знания, у него развивается чувство ответственности, происходит формирование интеллекта и представлений об окружающем мире. Под грузом множества проблем, связанных с переработкой информации, может появиться комплекс неполноценности и сомнения в своих способностях.

Путь к осознанности

Кризис идентичности у подростка развивается в период с 12 до 21 лет. Это период взросления и отделения от родителей сопровождается активным поиском своего места в мире. Этот период растягивается на несколько лет, так как именно он определяет успешность будущей жизни и карьерного роста. Навязывание родителями будущей профессии и рода занятий приводят к плачевным последствиям в виде невыполнения жизненной задачи.

Эксперименты подростка в поисках образа себя могут быть разрушительны, если отсутствует поддержка взрослых и чуткое отношение с их стороны.

Поиск половой идентичности

С 21 до 25 лет происходит кризис гендерной идентичности. В этом возрастном периоде происходит обучение ответственности, закладывается основа для длительных отношений. Успеху в личной жизни способствует привлекательность и интерес к противоположному полу.

Слишком сильные потрясения подстерегают личность именно здесь, так как личные трагедии переживаются из-за неразделенной любви и ситуацией краха отношений между полами.

Успешно пройденный этап способствует формированию полноценной и многогранной личности. Нерешенные проблемы могут вызвать отчуждение от социума и депрессию с заниженной самооценкой.

Активное развитие

Успешно пройденные предыдущие этапы кризиса обеспечат полноценное развитие личности и постоянное совершенствование ее качеств. Эрик Эриксон в работе «Идентичность, юность и кризис» подчеркивает, что удачная карьера и профессиональная деятельность во многом зависит от успешного поиска своего места и правильного формирования идентичности в подростковом возрасте. Этот период характеризуется профессиональными достижениями и карьерным ростом.

Неправильный выбор приведет к отсутствию движения вперед и деградации. Отсутствие личностного и духовного развития вызовет неминуемые разрушительные процессы в физическом теле, которые проявятся болезнями.

Мудрость против отчаянья

После 65 лет наступает период оценки результатов прожитой жизни и исследование себя как состоявшейся личности. Правильно выбранный путь дает ощущение состояния спокойствия в преддверии приближающейся старости.

Возможности для перемен и развития в этом возрасте в большинстве случаев бывают исчерпаны, поэтому индивид как личность уже не может претерпевать кардинальные изменения. Концепция психологии развития личности утверждает, что все, что происходит с нами в этот период, является следствием прожитой жизни.

7 советов как помочь подросткам пережить психологический кризис

Пережить непростой период обретения собственной идентичности подростку должны помочь близкие и родные люди. Чтобы облегчить поиски идентификаций, родителям следует придерживаться таких правил:
Подростку необходимо слышать похвалы в свой адрес, поощряться должны не только успехи, но и стремления к ним.

  1. Родители должны воспитывать у ребенка инициативу и самостоятельность.
  2. Рассматривать волнующие ребенка вопросы.
  3. Развивать таланты и способности.
  4. Отказаться от навязывания своего мнения и взглядов на жизнь.
  5. Развивать ответственность со способностью принимать самостоятельные решения.
  6. Принять переход подростка к взрослой жизни как непреложный существующий факт.
  7. Временной промежуток кризиса для каждого индивидуален. У одних подростков быстро формируется представления о собственном месте в окружающем мире, другие же решают эту проблему в течение десятилетия.

Как проявляется психологический кризис

Проявления кризиса идентичности имеют характерные черты независимо от того, с чем связано его проявление. Состояние кризиса этничности или гендерной идентификации похоже на процесс взросления личности в подростковом периоде. Основные признаки критического состояния следующие:

  • представление человека об окружающем мире носят негативную окраску, преобладают отрицательные эмоции;
  • характерны истерические реакции и беспричинное агрессивное поведение;
  • панические состояния, сопровождающиеся чувством страха;
  • появляется ощущение собственной неполноценности;
  • ослаблена воля и способность к планированию действий;
  • создается ощущения отсутствия выхода из сложившейся ситуации.

Для преодоления критического состояния может потребоваться помощь квалифицированного психолога. Профессиональное вмешательство необходимо при затянувшемся патологическом состоянии.

Ссылка на основную публикацию