Как научить ребенка правильно относиться к своим вещам

Любимая фраза многих родителей, если ребенок разбрасывает игрушки, звучит так: “Он просто познает мир!”

Да, действительно, дети являются по своей природе любопытными и стремятся узнать, как устроена та или иная вещь из окружающей их среды. Но это не означает, что для понимания ребенку обязательно необходимо ломать свои игрушки, пачкать и рвать одежду, мять книги.

Вопрос познания мира сильно отличается от отношения детей к собственным вещам. Можно ли научить малыша бережно обращаться со своими вещами? Как этого достичь?

Ошибки родителей

Проблема нынешнего поколения детей, как ни странно, в том, что они не испытывают недостатка в вещах. В большинстве своем дети живут в семьях, где у них много игрушек, шкафы забиты модной одеждой, а на полках высятся горы новых книг.

Если игрушка ломается, то ребенок знает, что ему купят новую. Чаще всего именно так и происходит. Родители проводят инвентаризацию игрушек, выбрасывают сломанные или пришедшие в негодность, а на их место прибывают новые куклы и машинки. В результате дети даже не успевают выработать особую привязанность к игрушкам. Он уверен, что любая игрушка подлежит замене. Ответ на вопрос: почему ребенок разбрасывает игрушки становится очевидным.

Поэтому очередная покупка не является мечтой, об исполнении которой пришлось просить родителей, а происходит спонтанно, по требованию малыша. Конечно, ценность от приобретения подобной вещи не ощущается.

Та же ситуация наблюдается и с одеждой. После пары выходов из дома в новом костюме он превращается в потрепанную вещь и отправляется в шкаф с домашней одеждой. Теперь в нем можно ползать по полу, мазаться красками и пластилином, и мама не поругает за такое отношение к вещи.

Еще одной ошибкой воспитания является отсутствие у детей самостоятельности. Когда ребенку исполняется три года, он уже в состоянии понять, что игрушки после игр нужно убирать в ящик, придя из детского сада нужно переодеться в домашнюю одежду и повесить костюм в свой шкафчик или на стул, а грязные вещи нужно складывать в корзину для белья.

Если мама и папа стремятся сделать все это за свое чадо, то у него не сформируется понимание, что он сам отвечает за сохранность и вид своих вещей. В дальнейшем это только убедит малыша, что любая поломка игрушки или пятно на одежде всего лишь досадная неприятность, и родители тут же купят новую вещь взамен старой.

Как изменить отношение детей

 

Если ребенок 2 лет разбрасывает игрушки это одна ситуация. Он действительно еще не понимает и не видит беспорядка. Призыв родителей к порядку не имеет смысла, т.к. ребенок просто не понимает о чем речь. Даже совместная уборка игрушек по местам является для малыша лишь игрой. “Ну маме так захотелось поиграть, значит это весело!”. К сожалению, такая методика не вырабатывает у ребенка причинно-следственных связей в столь юном возрасте.

А вот если ребенку уже 7 лет и он все разбрасывает, эту ситуацию уже нужно корректировать. Мягко и настойчиво. Если простыми способами и уговорами не получается, выдавайте ребенку следующую игрушку или игру только при условии, если предыдущая убрана. Это сильно усложняет родителям жизнь, но если выработать сейчас у ребенка причинно следственные связи: поиграл – убери, в дальнейшем будет значительно легче.

Ошибок в отношении умения ребенка ценить вещи можно избежать, если формировать правильно восприятие с самого маленького возраста.

Однако, даже если сделать вовремя этого не удалось, то никогда не поздно начать процесс.

Прежде всего, стоит четкой следовать правилам:

  1. Ребенку следует озвучить, что правила изменились. Он должен понимать, почему вдруг мама и папа стали требовать от него изменить свое поведение. Кроме этого, малыш должен быть в курсе последствий. Если он не будет придерживаться линии родителей, то следует объяснить ему, какое наказание его ждет и почему.
  2. Систематический подход. То есть, как только оба родителя приняли решение об изменении тактики, они должны следовать выбранной стратегии постоянно, не давать слабину и не делать исключений. Иначе чадо подумает, что воспитательные меры временны и вскоре все вернется в прежнее русло. Дети очень четко чувствуют, когда родителями можно манипулировать. Главное в данной ситуации не поддаваться слезам и крикам малыша, а продолжать в спокойной форме объяснять, почему мама или папа поступают таким образом.
  3. Требования должны быть едиными. Это значит, что все окружающие взрослые – мама, папа, бабушки и дедушки – должны быть последовательными и не отступать от требования к ребенку относиться к своим вещам аккуратно. Противоречия членов семьи приводят к тому, что у детей появляется ощущение игры «добрый/злой полицейский». Малыш может решить, что, если мама отказала в покупке какой-то вещи, то бабушка непременно согласится, потому что она добрее. Воспитательные меры в такой ситуации не дадут эффективного результата.

    Только сплоченные действия всей семьи помогут сформировать у детей правильное понимание ситуации.

Основные принципы

  • чем больше у детей вещей, тем меньшую ценность они для них представляют. Пусть лучше игрушек или предметов одежды будет не слишком много, но они будут иметь свои особенности или историю, предшествующую покупке;
  • для покупки новой вещи должен быть повод, за исключением дня рождения или новогоднего подарка. Можно мотивировать ребенка учиться, если после достижения им успеха, его будет ждать какой-нибудь подарок. Если же малыш плохо себя ведет, то в качестве наказания можно наоборот лишить его приобретения новой игрушки;
  • не стоит бежать в магазин по первому требованию своего чада. Особенно, если он подключает к своей просьбе плач, истерику, крики. Как только родители ведутся на подобные методы, дети начинают применять их абсолютно везде;
  • стоит учесть и тот факт, что желания детей меняются. Если малыш захотел ту или иную вещь, то нужно дать ему время провести с этой мыслью ночь. Если же он не изменил свое желание, то нужно вместе с ним обсудить цель приобретения, для чего нужна именно эта игрушка или этот предмет гардероба. Такие обсуждения побудят малыша обдумывать каждую покупку;
  • необходимо присвоить каждой вещи свое место. К этому можно и нужно подключать ребенка, пусть он сам выберет, в каком шкафу будут храниться игрушки, карандаши и раскраски или одежда. Даже в ванной комнате малышу следует выделить отдельную полку или приобрести принадлежности с определенным цветом, отличным от остальных предметов;
  • с детьми стоит обсуждать, для чего нужна каждая вещь. В какой одежде можно гулять, какие игрушки можно брать с собой в гости к друзьям. Детям нужно напоминать о назначении вещей постоянно. Это поможет сформировать правильное отношение;
  • внимание следует уделять работе над ошибками. Если малыш забыл о новых правилах и разбросал игрушки или скомкал и бросил одежду в угол дивана, то стоит дать ему шанс все самостоятельно исправить и разложить по местам. Замечания и наказание лучше приберечь для более серьезных проступков;
  • самостоятельность необходима детям во всем, в том числе и в умении одеваться. Можно предоставить малышу возможность выбрать одежду для школы или детского сада, вместе собрать портфель и приготовить комплект одежды. Ребенок будет чувствовать себя взрослым и готовым разделить ответственность с родителями за свой внешний вид;
  • дети любят брать с собой в детский сад или в школу игрушки, вещи или одежду. Лучше заранее обсудить с малышом, какие предметы он возьмет, сколько их, и в каком виде они должны быть по возвращению домой. В конце дня дома также можно вместе проверить сохранность вещей и похвалить малыша, если все обошлось без инцидентов, и он проявил сознательность;
  • дети всегда копируют родителей. Поэтому важно собственным примером показывать, как нужно делать правильно. Если у родителей в шкафу вещи скомканы в кучу или разбросаны по квартире, то вряд ли дети будут держать свои вещи в идеальном порядке. Как правило, на детей больше действует положительный пример, чем чтение нотаций.

    Подытожив, стоит сказать, что главное – это желание родителей разговаривать со своим ребенком и объяснять ему причины тех или иных требований. Если малыш будет понимать назначение каждой вещи, ее ценность и иметь возможность проявить самостоятельность в отношении своих вещей, то он быстро научиться бережно к ним относиться.

Ссылка на основную публикацию