Современные дети вынуждены перерабатывать огромные объемы информации, поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы наилучшим образом развить память у своего ребенка. Несложные техники, которые выполняются регулярно, помогут малышу успешно справляться с поставленными задачами в школе. Подготовленные школьники быстро привыкают к обстановке и делаются лидерами в коллективе.
Содержание
- 1 Как проходит запоминание
- 2 Виды памяти
- 3 Особенности у детей
- 4 С какого возраста необходимо ее развивать
- 5 Как тренировать память у ребенка 10 способов
- 5.1 Первый способ
- 5.2 Второй способ
- 5.3 Третий способ – игры в слова
- 5.4 Четвертый способ
- 5.5 Пятый способ. Освоение ассоциативных связей
- 5.6 Шестой способ
- 5.7 Седьмой способ. Освоение новых умений
- 5.8 Восьмой способ
- 5.9 Девятый способ
- 5.10 Эффективные игры и упражнения
- 5.11 Запоминание стихов как способ улучшить память
- 5.12 Советы родителям
Как проходит запоминание
Запоминание любого объема информации сопровождается образованием в нервных клетках межнейронных связей.
Память как психическая функция включает такие этапы:
- Запоминание.
- Хранение нужных сведений.
- Воспроизведение потребовавшейся информации.
Сохранения информации в мозговых структурах называется энграммой. Хорошее развитие мыслительного процесса сопровождается успешным извлечением необходимых сведений при возникновении необходимости. В результате тренировки каждый здоровый ребенок может успешно запоминать необходимый объем информации и пользоваться этими сведениями на протяжении жизни.
Виды памяти
Существует несколько разновидностей памяти. Они отражают длительность хранения информации, использование в процессе запоминания различных анализаторов нервной системы и произвольность запоминания.
Для улучшения мозговой деятельности и памяти работу мозга следует стимулировать специальными упражнениями. С их помощью будут заложены прочные основы успешного обучения в будущем.
По степени сохранности запоминаемого материала можно выделить кратковременную и долговременную память, если периодически повторять информацию, она будет сохранена в структурах головного мозга на долгий срок. Долговременная память формируется у ребенка приблизительно к 2 годам, поэтому начиная с этого периода, происходящее запоминается надолго.
При наличии установки на запоминание необходимых сведений, включается произвольная память. Непроизвольная отвечает за запоминание информации без затраченных усилий.
В процессе восприятия информации человек использует следующие виды памяти:
- связанную со зрением;
- вербальную;
- осязательную;
- моторную;
- обонятельную;
- вкусовую;
- эмоциональную.
Эти разновидности помогают сохранить в мозговых структурах целостное представление о предметах и явлениях.
Забывание – противоположный запоминанию процесс. Из нейронов головного мозга стирается информация, которая не представляет ценности и не имеет практического значения. Чтобы препятствовать забыванию, существует действенный прием – повторение. Для откладывания сведений в долговременной памяти их необходимо повторять через определенные промежутки времени.
Особенности у детей
Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями памяти и ее развитие родителям необходимо начинать как можно раньше.
Особенностью развития памяти у детей является то, что малыш в основном запоминает информацию непроизвольно. Его привлекает только то, что представляет для него интерес в данный момент. Психология дошкольного возраста предлагает родителям детей с 6 лет начинать занятия, чтобы тренировать произвольную память у ребенка.
Для ребенка необходима эмоциональная составляющая, тренировка пройдет успешно, если малыш находится в хорошем расположении духа. Недопустимо заниматься по принуждению, таким образом информация запоминаться не будет.
Родителям следует определить, какая память у ребенка лучше развита. Эти сведения нужно будет учитывать, но включать и остальные виды, так как это стимулирует работу головного мозга.
Чтобы формирование психических процессов происходило гармонично, следует учитывать все факторы, определяющие развитие памяти.
С какого возраста необходимо ее развивать
Развивать память детям необходимо как можно раньше. Следует помнить об особенностях формирования психических процессов в детском возрасте и учитывать их во время занятий. До годовалого возраста активно развивается двигательная и эмоциональная память, в этот момент формируется привязанность к близким людям. С развитием речи начинает проявляться логическая память.
У малыша 6 лет появляется способность к концентрации внимания от 15 до 30 минут. Чем более заинтересован ребенок, тем усидчивее он будет заниматься. Дольше этого времени проводить занятия не стоит, так как утомление не позволит продуктивно усвоить информацию.
Развитие детей раннего возраста проходит в процессе игр, которые способны заинтересовать малыша.
В 5 лет интенсивно развивает память заучивание наизусть стихотворений – когда взрослые читают детям стихи с интонацией и выразительно, у малыша возникает желание повторить их. Учить нужно произведения с мелодичной рифмой, хороший результат дают занятия перед сном.
Тренировать зрительную память у детей с 6 лет можно с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Ребенок должен после удаления некоторых картинок определить, каких изображений недостает.
Для улучшения памяти в школьном возрасте в сложных случаях допустимо использовать витамины для детей, улучшающие процессы запоминания.
Во время развития всех видов памяти у детей в младшем школьном возрасте могут возникнуть трудности, связанные с 7 летним кризисом. Ход развития психических процессов, а в том числе и памяти у ребенка в 7 лет должно сопровождаться строгим режимом дня с чередованием труда и отдыха. Слишком много информации может вызвать у малыша стресс. Чтобы активно функционировала долговременная память в 8 лет, выученный материал необходимо повторять через определенный промежуток времени. Для формирования зрительных ассоциаций лучше использовать детские книжки с иллюстрациями.
Начиная в 12 летнего возраста, ребенок проводит логические и смысловые параллели. Механическое заучивание не даст желаемого эффекта, чтобы материал сохранился в памяти, его необходимо осмыслить и понять.
Память – психический процесс, над развитием которого потребуется работать всю жизнь. Без тренировки эта способность мозга слабеет и неуклонно снижается. Навыки улучшения памяти, привитые малышу с детства, помогут ему трудиться над своим развитием постоянно и долго сохранять гибкий ум.
Как тренировать память у ребенка 10 способов
Чтобы улучшить память и внимание, интенсифицировать мыслительный процесс у ребенка, родителям потребуется приложить усилия. Прежде всего придется уделять своему чадо достаточное количество времени, которое нужно проводить в продуктивном общении.
Развивать детскую память поможет пособие Е.В.Кузнецовой, в котором приведены упражнения для стимулирования не только памяти, но и речевых способностей, а также мышления.
Приведенные способы помогают ребенку эффективно усваивать новую информацию и постигать окружающий мир.
Первый способ
Нужно приучить малыша по вечерам анализировать прошедший день, вспоминая все его события. При этом необходимо акцентировать внимание на деталях. Хорошо, если ребенок вспомнит имена людей, цвет их одежды, вкус и запах продуктов.
Традицию пересказа событий следует ввести привычку, постепенно у ребенка сформируется правильная и стройная речь, он научится передавать словесно свои чувства и мысли.
Второй способ
Развитию слухоречевой памяти у детей способствует регулярное чтение книг. Пока малыш не умеет читать, ему необходимо ежедневно читать книги. Чтение помогает развитию образного мышления и ассоциаций. Запоминающиеся сказки и увлекательные рассказы будут развивать воображение малыша, обязательно просите его сразу же пересказать прочитанное. Чтобы чтение было увлекательным, нужно выбирать интересные произведения. Книги в развитии слуховой и образной памяти у детей, начиная с 3-4 лет приобретают решающее значение, так как идет активное стимулирование формирования межнейронных связей.
Следует помнить о том, что несмотря на активное использование гаджетов роль печатных изданий в развитии внимания и памяти у детей не снизилась. У ребенка 12 в лет книга формирует ассоциативное и логическое мышление, если малыша с детства приучить к чтению, оно станет любимым способом проведения досуга и в подростковом возрасте. Книги будут помогать в развитии способностей к запоминанию у детей от дошкольного возраста до старшего школьного.
Третий способ – игры в слова
Развить быстро память и внимание помогут игры в слова. Упражнения для интенсивного развития психических способностей представлены в сборнике Черемушкиной Л.В. «Развитие памяти у детей». Представленные развивающие игры для детей помогут развитию слуховой памяти и подскажут, как продуктивнее и интенсивнее развить у зрительную память. Задания для занятий помогут родителям улучшить запоминающие качества у ребенка в возрасте от 6 до 7 лет.
Чтобы проверить способность запоминать, можно предложить малышу воспроизвести слова из десяти названных, допустимо, одна тематическая направленность. Если ребенок в 5-6 лет способен повторить 6 слов, это говорит об удовлетворительном состоянии кратковременной памяти. Восемь слов свидетельствуют об отличном результате. В случае, если постоянно повторяются более низкие показатели, есть смысл показать ребенка детскому психоневрологу. Возможно, специалист выпишет препараты для улучшения памяти у детей, которые необходимо пропить курсами.
Четвертый способ
По методу Цицерона предлагается для запомнить нужное количество слов. Предметы потребуется распределить в определенном месте. Им может стать детская либо другое знакомое помещение. Чтобы вспомнить набор слов, необходимо представить себе расположение комнаты. Параллельно с памятью интенсивно развивается образное мышление.
Пятый способ. Освоение ассоциативных связей
Обучение малыша ассоциациям позволит ему запоминать необходимую информацию без усилий. Потребуется только установить связь между словом и тем представлением, которое возникает в этой связи у ребенка.
Ассоциации могут быть связаны с цветом, звуком, вкусом, они обычно носят индивидуальный характер.
Благодаря этому способу необходима информация будет воспроизведена ребенком в любое время.
Шестой способ
Продуктивно для развития психических способностей предлагать ребенку для сравнения картинки, которые отличаются между собой мелкими деталями. Сравнивая и находя отличия, ребенок тренирует внимательность и развивает зрительную память.
Седьмой способ. Освоение новых умений
Новые умения дают мощный импульс к развитию межнейронных связей и усиливают способность головного мозга к запоминанию информации.
Поможет в развитии памяти изучение иностранного языка. Запоминание нескольких незнакомых слов на протяжении дня будет тренировать кратковременную память, регулярное повторение сведений будет способствовать откладыванию сведений в долговременной памяти. Знание иностранной речи будет способствовать достижения успехов на образовательном и карьерном поприще.
Улучшают функцию головного мозга также рисование, вязание, вышивание. Танцы помогают развить двигательную память.
Восьмой способ
Головной мозг активно функционирует при достаточном поступлении кислорода. Помогут обеспечить достаточный кислородный обмен для нейронов ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия гимнастическими упражнениями, посещение спортивных секций.
Особенно актуален этот вопрос для современных детишек, которые большую часть времени проводят за гаджетами и мало двигаются.
Девятый способ
Правильное питание играет значительную роль в вопросе улучшения функционирования головного мозга, так как витамины для улучшения памяти ребенок может получить из пищи. Рекомендовано для этой цели включить в рацион малыша:
- орехи (грецкие, кедровые, фундук, миндаль, кешью);
- морскую рыбу;
- овощи (морковь, брокколи, шпинат);
- бананы;
- шоколад, какао.
Десятый способ
Старайтесь приучить ребенка вспоминать необходимую информацию самостоятельно, не обращаясь постоянно к помощи поисковиков в интернете. Полезно будет тренировать головной мозг, производя самостоятельно нужные вычисления без помощи калькулятора.
Для эйдетического развития памяти нужно тренировать у ребенка способности воспроизводить полученную информацию с помощью зрения. Потребуется попросить представить увиденное и пробовать восстановить это. Развившаяся склонность к эйдетике помогут ребенку в дальнейшем обучении, когда придется справляться с большими объемами информации.
Эффективные игры и упражнения
Развивать память у детей можно с помощью эффективных мнемотехник. Использование их в виде увлекательных игр способствует пробуждению интереса у малыша к освоению новой для него информации.
Мнемотехника для развития может включать следующие занятия:
- развитие у детей зрительной памяти с помощью картинок, на которых следует найти отличия;
- методика скорочтения;
- развешивание листов-напоминалок;
- собирание пазлов, разгадывание загадок, развязывание ребусов и головоломок.
Упражнения по скорочтению для детей используют для учеников как начальной, так и старшей школы. Благодаря данной технике осваивается значительно больший объем информации.
Развивать память у детей 3 лет необходимо систематически, так как в этом возрасте активно образуются новые межнейронные связи и полученный сведения надолго сохраняются. С этого возраста можно начинать изучение иностранных языков.
Запоминание стихов как способ улучшить память
Среди приемов развития памяти достойное место занимает заучивание стихов наизусть. Важно, чтобы структура стихотворения соответствовала возрасту малыша, так как ему должен быть понятен смысл.
Слуховая память развивается, когда взрослые прочитывают стихи вслух, с определенными интонациями и выражением. Начинается обучение с того, что нужно вместе учить небольшие четверостишия наизусть, периодически их повторяя. Если малыш забыл выученное, пусть сначала постарается вспомнить строки самостоятельно. Если не получится, следует прочитать ему стихотворение. Так нужно делать до тех пор, пока в памяти прочно не отложатся стихотворные строки.
Советы родителям
Для улучшения памяти и внимания у ребенка родителям необходимо прислушаться к советам по развитию памяти детских психологов и педагогов. Немало интересных и полезных советов можно найти в рекомендациях Черемушкиной и Кузнецовой.
Попросите свое чадо ежедневно заучивать определенный объем информации и слова, которые нужно обязательно запомнить.
Не желательно пускать на самотек данный процесс, так как занятия с малышом способствуют формированию интеллекта, улучшают эмоциональную атмосферу в семье.
Если малыш по какой-то причине отказывается от занятий, не стоит настаивать, так как принуждение вызывает реакцию отторжения. Родителям нужно помнить о том, что атмосфера доброжелательности способствует успеху.
Следует активно вводить в рацион питания больше продуктов для улучшения памяти, при необходимости по назначению врача можно давать ребенку детские витамины. Периодически следует назначать малышу рыбий жир, который улучшает память и внимание благодаря содержанию жирных ненасыщенных кислот, а также повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Процесс развития памяти занимает значительной место в воспитании. Окружающая среда способна простимулировать природные задатки, в тоже время пренебрежительное отношение не позволит реализоваться в полной мере врожденным способностям. Хорошая память помогает усваивать новую информацию и формировать интеллект, с помощью которого ребенок будет осваивать знания об окружающем мире.