6 шагов на пути к самостоятельности

После рождения малыша у родителей возникает множество вопросов относительно его потребностей и воспитания. Активное познание ребенком окружающего мира формирует желание все делать самому. Самостоятельный ребенок — желание и стремление каждого родителя.

Что такое самостоятельность

Воспитывать самостоятельность у ребенка родители начинают в школьном возрасте, и перед ними возникает вопрос, какой метод воспитания выбрать. Для начала необходимо дать определение, что такое самостоятельность. В обширном понимании — способность руководить своей жизнью без посторонней помощи.

Для детей самостоятельность — это способность:

  • совершать действия без посторонней помощи (родителей, братьев, сестер);
  • делать ежедневные дела без контроля взрослых;
  • сознательно выполнить действие по просьбе родителей;
  • сознательно принимать решения в незнакомой ситуации;
  • осознанно действовать в непривычной среде;
  • оценивать свои поступки, предвидеть результат;
  • контролировать себя;
  • применять уже известные способы решения задач и действия в незнакомой среде.

Как вырастить уверенного малыша

В процессе воспитания перед родителями возникает не только вопрос о том, как воспитать в ребенке самостоятельность, но и как сделать его уверенным в себе. Для этого:

  • Хвалите за конкретное действие, процесс выполнения, приложенные усилия.
  • Перед сном говорите о своей любви, о том, что он сделал хорошего за день.
  • Доверяйте ребенку.
  • Советуйтесь с ним.
  • Устанавливайте правила, объясняйте их.
  • Слушайте, проявляйте интерес к его делам, увлечениям.
  • Объясните малышу, что мысли других людей могут отличаться от его и ваших взглядов.
  • Уважайте его. Не унижайте, не оскорбляйте, не смейтесь над ним.
  • Научите говорить нет, пусть даже окружающие скажут, что мама не воспитывает.

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Самостоятельность не дается с рождения, она приходит постепенно в процессе роста, формирования личности. Поэтому на каждом этапе жизни малыша следует применять различные правила воспитания самостоятельности у ребенка. Существует множество средств и способов воспитания самостоятельности, которые сформированы в правила.

Самостоятельность по возрасту

Самобытность детей должна соответствовать их возрасту, не забегайте вперед. Каждый родитель начинает воспитывать малыша с пеленок, постепенно учит необходимым навыкам: самостоятельно есть, самостоятельно ходить, разговаривать, общаться с детьми, взрослыми, убирать игрушки и одеваться.

1. Воспитывайте с пеленок

Самый эффективный метод — воспитание детей с младенчества. Дайте возможность самостоятельно двигаться, сделать попытку сесть, поползти, встать на ноги, выбрать игрушку. Для младенца это проявление самостоятельности.

2. Оценивайте поступки

Давайте оценку поступкам, а не малышу. Поощряйте действия, стремление к самостоятельности. Например, малыш вымыл посуду, убрал игрушки, похвалите его, даже если сделал это недостаточно хорошо.

3. Учите чадо

Самостоятельный ребенок — результат кропотливой работы родителей. Прежде, чем требовать, нужно научить. Покажите, где место для игрушек, убирая их вместе, как пользоваться ложкой или рисовать.

4. Поощряете желания

Если чадо хочет все делать с вами, не отказывайте. Дети стараются подражать взрослым. Помогите, покажите, как правильно делать домашние дела. Не ругайте, если он пропылесосит стол, уронит на пол тарелку в процессе мытья. Старайтесь максимально вовлекать малыша в домашние дела: уборку, приготовление еды, выбор продуктов, предметов быта. Для этого используйте фразу: «Хочешь еще помочь маме, давай сделаем… вместе».

5. Помогайте понять ошибки

Не переделывайте вместо малыша. В силу возраста дети не могут выполнять действия, аналогично взрослым. Если малыш сделал что-то плохо, похвалите его и предложите переделать хорошо, только вместе. Так вы не отобьете желание помогать. Не стремитесь сделать дела, не дождавшись малыша.

6. Не торопите, не помогайте

Если позволяет время, дайте возможность малышу надеть брючки самостоятельно, проявив терпение. Он может сам попросить вас о помощи при необходимости. В процессе развития самостоятельности огромную роль играют образовательные учреждения. В детском саду все становятся самостоятельными, беря пример со старших детей.

На ошибках учатся

Ложный шаг — способ познать новое, развить самостоятельность. Вместо постоянного контроля, выделения ошибок, надо сказать: «Давай помоем посуду (уберем игрушки, завяжем шнурки) вместе».

Про обязанности

Определите обязанности каждого члена семьи. Малыш должен видеть, что делают все (родители, братья, сестры) и брать пример.

Не навязывайте ребенку обязанностей не по возрасту. Не заставляйте дошкольника 5 лет приглядывать за младшей сестрой, постоянно помогать. Это может привести к обратному эффекту.

Уважайте чадо, его выбор

Еще один способ развития самостоятельности — уважение желаний, интересов. Дитя должно самостоятельно решать, что ему интересно. Включайте малыша в процесс выбора одежды, кружка, задавайте вопрос, нужно ли ему это, зачем, чтобы получить ответ. Например, пойду на этот кружок, потому что хочу рисовать, быть сильным, красиво танцевать.

Очень интересен опыт воспитания детей в американских семьях. Там особое внимание уделяется правам ребенка с самого раннего возраста.

Нельзя

Сократите возможность тотального контроля. Непрерывный родительский контроль, ограничения приводят к снижению желания пробовать что-то новое. Сократите количество «нельзя». Все запреты должны касаться безопасности ребенка.

Верьте в чадо

Самостоятельный ребенок — малыш, которого поддерживали родители, верили, хвалили, помогали. При любой неудачной попытке мотивируйте малыша словами, побуждайте попробовать снова. Верьте, что у него все получится, и в это поверит сам малыш.

Развивайте ответственность

Ребенок должен осознавать свои поступки, предвидеть последствия действий, давать оценку поступку. Для этого укажите, например, на то, что может случиться, если он бросит чашку на пол.

Самостоятельная игра

Научите его находить занятия, играть самостоятельно. После года малыш должен находить себе занятие, не требовать постоянного внимания. С возрастом увеличений должно становиться больше. Этот пункт, при его выполнении, поможет людям, страдающим родительской опекой, снизить тотальный контроль.

Направляйте, не управляйте

С возрастом отпускайте чадо от себя. Дайте чувство уверенности. Объясняйте. Фокусируйте на важных моментах. Предоставьте право выбора.

Станьте примером

Без родительской активности, примера малыш не сможет оценить важность действий. Он останется в стороне, если родители не проявляют активность, интерес к определенным занятиям. Например, папе лень выносить мусор, вряд ли ребенок будет это делать.

Воспитание самостоятельности у ребенка — очень кропотливый процесс, который требует полной вовлеченности родителей. Придерживаясь простых правил, описанных выше, стать хорошей мамой просто.

Очень часто впервые сталкиваться с детской несамостоятельностью родителям приходится лишь тогда, когда ребенок начинает посещать детский сад, а то и вовсе отправляется в школу. И тут на бедного ребенка обрушиваются не только насмешки сверстников, но и крики любимых родителей: «Как же ты дошел до жизни такой, что не умеешь завязывать шнурки?!».

Но ведь самостоятельность – это не только наличие элементарных навыков самообслуживания.

Самостоятельный или непослушный?

Самостоятельность – это умение оценивать происходящие события, действовать в соответствии с ситуацией и осознанно принимать последствия своих действий.

Так, если малыш целый день не слазит с маминых рук, это ничего не значит, что бы там ни говорили вечно всем недовольные окружающие. Возможно, он приболел, расстроен, напуган, соскучился по тактильному контакту или даже чувствует, что маме грустно и одиноко, и пытается в меру своих детских силенок поддержать ее, отвлечь и утешить.

Если он знает, что хочет кашу, но готов перекусить йогуртом и подождать, пока мама сходит в магазин за крупой, если он хочет надеть босоножки, но, посмотрев на дождь за окном, со вздохом вытаскивает резиновые сапожки, если он устраивает скандал вероломному «диванному» папе, не сдержавшему обещания «вечером поиграть», – он вполне самостоятельный ребенок. Он знает, чего хочет, адекватно реагирует на происходящее вокруг и принимает решения, учитывая их последствия. Но разве с ним легко и удобно?

В отличие от самостоятельного, непослушный малыш будет капризничать по всем трем поводам, ведь для него, кроме его «хочу», нет иных аргументов. Но ему можно дать конфетку, накричать, заставить – и через минуту он уже забыл, чего там хотел, сделав все так, как решили вы.

Вырастить самостоятельного ребенка не так просто, как кажется на первый взгляд. И не только потому, что «он не хочет». А хотите ли этого вы?

Первый год жизни

Начинать действовать нужно с самого рождения. Специалисты утверждают, что уже с первых дней жизни крохи у родителей есть возможность заложить фундамент его характера. Воспитание самостоятельности у детей необходимо начинать как можно раньше.

Стоит руководствоваться разным подходом в общении с маленькой, зависящей от вас во всем, но уже отдельной личностью. И поскольку в общении очень важно понимание, полезно внимательно, без паники и чувства вины («мой малыш плачет – я плохая мать!») научиться различать разные виды звуков, которые кроха издает. Как правило, мамы очень скоро начинают понимать, чего требует малыш: хочет ли он есть, спать, ему холодно или он просто соскучился и хочет обсудить события дня. Побеседовать можно и перекликаясь через комнату, и покрикивая из кухни: «Да, мой хороший, ты абсолютно прав!», и извинившись: «Прости, отлучусь, мне нужно в душ».

Если малыш не умеет говорить, это еще не значит, что он глуп. И разницу между тем, что его игнорируют, бросают одного без предупреждения или, уважая его интересы, оставляют на несколько минут по необходимости, понимает прекрасно. Это не значит, что он не выскажет вам свое неудовольствие. Но ведь ивы, будучи взрослой, порой бываете недовольны в таких ситуациях и не стесняетесь в выражениях.

Малыш тянется к погремушке? Не спешите пододвинуть ее ближе. Он справится сам, не сегодня, так завтра. Кроха осваивает ползание и упорно движется к кубикам? Можете подставить ладонь под ступни, чтобы ему легче было отталкиваться, но до желанной цели пусть добирается сам.

Не стоит вскакивать и с умильным кудахтаньем нести к его ногам весь мир. Не лишайте своего будущего чемпиона возможности завоевывать свои победы. Но и про восхищение не забудьте. Сам кушает ложкой! Сам натянул носочек! Сам прилег подремать днем! Он у вас – просто молодец.

В возрасте до 2 лет ребенок увлечен игрушками. Предоставьте ему полную свободу деятельности. Пусть без помех закутывает в платочек экскаватор, а тарелочками из игрушечного сервиза украшает башню из кубиков. Специалисты рекомендуют не навязывать ребенку стереотипные действия. Дайте ему возможность дойти до всего самому, проявить самостоятельность, развить творческое мышление.

Кроме того, не приучайте его к тому, что вы постоянно находитесь рядом. Самостоятельный ребенок какой-то отрезок времени может и хочет заниматься с игрушками без ваших полезных, но необходимых подсказок и участия.

Конечно, это не значит, что он должен оставаться без присмотра. Спокойно занимайтесь своими делами, обмениваясь с крохой улыбками и отвечая на его вопросы, но не вмешиваясь в игры малыша.

В противном случае он будет требовать вашего присутствия постоянно. Ребенок будет не в состоянии развлечь себя самостоятельно, ему будет скучно и неинтересно одному, ведь вы убедили его, что без вас игрушки не имеют смысла. Вам постоянно придется слышать просьбу «Поиграй со мной», ведь именно вы заняли место его любимой игрушки. Только вы знаете, как надо играть, во что надо играть, когда надо играть. Без вас он играет неправильно! Да что он вообще без вас может? Стоп, стоп, кажется, вы немного заигрались.

«Самостоятельность» не равно «одиночество»

Так же обстоит дело и с помощью по дому. К двум годам уже можно и нужно приучать малыша убирать за собой игрушки. Опыт показывает, что далеко не всем родителям это оказалось под силу, и груды игрушек по всей квартире – их удел на долгие годы. Почему? Малыш строит «баррикады», чтобы отвоевать у вас личное пространство? Он – творческая личность, и эти «горы» – цельное пространство его фантазии? Или он просто ненавидит домашнюю работу и считает ее наказанием? Возможно, как и вы?

Начинайте убирать игрушки в игровой форме: игрушки очень устают и хотят пойти спать в свои домики. Первое время убирайте вместе, затем постепенно полностью перекладывайте это занятие на ребенка, и оно станет привычным.

Убранные игрушки – это не только скучный порядок, это освобожденное пространство для бега, для катания мячика, это чудесная чистая комната, полная свежего воздуха. Порадуйтесь с малышом результату его усилий: Молодец! Посмотри, как хорошо ты сделал сам!», и самостоятельность будет доставлять ему довольствие.

Но если малыш почувствует, что его навыки самообслуживания лишают его возможности ощущать ваши прикосновения: «Одевайся сам, а я пошла готовить завтрак», заботы: «Ешь сам, а я пока, стоя к тебе спиной, помою посуду», внимания: «Читай сам, а я пошла смотреть телевизор», он быстро перестанет быть самостоятельным. Так ведут себя старшие дети, лишенные привычного родительского внимания после появления в доме малыша.

Вы оставляете кроху в покое не только тогда, когда вам нужно отвлечься на домашние дела: «Отстань, готовить обед для меня важнее, чем заниматься с тобой». Ваши дела важны одинаково. Сейчас вы вместе уберете комнату, вместе приготовите обед, а потом вместе присядете отдохнуть. Малыш сам, сидя рядом с вами на кухне, будет играть с крупой или коробочками, под искренние ваши похвалы и благодарность за помощь в готовке. Он оденется сам, если вы быстренько обнимете и погладите его перед тем, как убежать на кухню, дав необходимую ему с утра порцию нежности и уверенности в вашей любви.

Малыш должен знать, что быть самостоятельным это обретение новых возможностей, а не потеря вашей заботы и внимания. И тогда разумная самостоятельность станет его вторым «я».

Я сам!

Три года – очень важный период в жизни ребенка, ознаменованный пресловутым кризисом «Я сам». И именно сейчас очень важно повести себя настолько правильно, чтобы не отбить у крохи охоту что-либо делать на долгие годы.

Вот здесь-то вечно спешащих мам и пап и подстерегают ловушки – «проще сделать самому». Позволить карапузу мыть посуду? Да он же зальет все кругом водой, обольется сам, обязательно что-нибудь разобьет, да еще и порежется, не дай Бог! Да, придется пока стоять рядом, руководить, контролировать. Один, два, три раза. А на четвертый вы и сами поймете, что можете доверять своему ребенку это нехитрое дело. И не вмешивайтесь, если он не просит о помощи! Кроме того, даже если он и обольется с ног до головы – ничего страшного в этом нет. Наоборот, ребенок должен быть готов встретиться с последствием своих действий.

Даже если у него что-то не получается, надо учить его ни останавливаться, ни опускать руки. То есть, если ребенок разлил в процессе уборки воду, вместо фразы «Какой ты безрукий» нужно спокойно показать ему, как сделать правильно.

Не менее важно предоставлять ребенку право выбора. Берите его с собой за покупками – пусть он сам выбирает понравившиеся вещи. Утром, собираясь в детский сад, спрашивайте у него, что бы он хотел надеть. Планируя выходные, интересуйтесь, что для него более увлекательно: сходить в парк или остаться дома почитать книжку. Приучайте его иметь свое мнение.

Для того чтобы вырастить самостоятельного ребенка, придется потрудиться. А кто говорил, что будет легко?

Из каждого правила бывают исключения

Если малыш расстроен, приболел, устал – не настаивайте на ежевечерней уборке и выполнении других обязанностей. Пусть уляжется в кроватку, устроится поуютнее, возможно, даже получит кружечку теплого молока прямо в постель, и спокойно уснет, набираясь сил и здоровья. Ведь порядок наводится для него, а не он живет в этой комнате ради поддержания в ней порядка.

Ссылка на основную публикацию