воспитание детей сказкой. для чего детям рассказывают сказки

Воспитание детей сказкой

Сказка является литературным жанром, прекрасным средством воспитания и всестороннего развития ребенка. воспитание сказкой

Есть несколько определений понятия «сказка». Главная особенность в том, что это вымысел с хорошим концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают волшебные, социально-бытовые, о животных.

Из произведения детской литературы извлекают какой-то урок, мораль. Сказка появляется в жизни малыша с самого раннего возраста. У каждого взрослого были свои любимые детские книги. Они не только развлекают, но и знакомят с миром. Самые маленькие учатся правильно произносить звуки, выполнять простые действия. Лингвистические сказки для детей постарше интересно и увлекательно рассказывают о правилах русского языка.

Сказки имеют огромное воспитательное значение. Их нужно читать детям разного возраста.

Для чего детям рассказывают сказки

воспитание сказкой2
Традиция рассказывать младшему поколению выдуманные истории появилась давно. Почему сказка так важна для ребенка?

Слушая, он учится упорядочивать жизненные представления. Сказки для детей воспитывают хорошие манеры поведения. На примере сказочных героев маленькие читатели учатся находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Во время рассказа взрослых малыш всматривается, вслушивается, развивает связную речь. Становится понятно, зачем сказка так нужна всем детям.

В продаже много разных сочинений для читателей любого возраста. Но кроме прочтения важно еще и просто рассказывать о приключениях сказочных героев. Родители, бабушки и дедушки могут подобрать ситуацию для повествования, которая необходима именно сейчас. Такие рассказы утешают ребенка, когда у него случаются какие-то неприятности и огорчения. Забавный сюжет сможет повысить настроение. воспитание сказкой3

Рассказ ведется на языке ребенка, который ему понятен. Это сближает родителей и малыша. Детям нужны мамины сказки. Чтобы лучше понять свое чадо посмотрите на мир его глазами.

Сочинение может стать настоящим семейным творчеством, если все члены участвует в этом. Вместе с ребенком придумайте разные варианты окончания или продолжения. Получится большой воспитательный эффект без нравоучений.

Произведение этого жанра нужно рассказывать эмоционально, стараясь передать чувства главных героев. Живой голос важен для ребенка.

Своеобразные стихотворные сказки лучше читать. Например, Корнея Чуковского, Ершова др. Большинство произведений этого жанра полезно пересказывать.

В семье с правильной педагогической позицией, жизненным опытом понимают, зачем детям нужны сказки.

Как сказка влияет на формирование характера воспитание сказкой4

Сказка необходима для развития полноценной личности. Издавна через волшебное произведение молодому поколению передаются обычаи, традиции, жизненный опыт. Давно замечено, как сказки влияют на воспитание детей.

Юные слушатели учатся хорошим человеческим качествам. Вместе со сказочными героями малыш переживает какие-то жизненные ситуации. Он проявляет впоследствии смелость, находчивость, милосердие. Воспитывается характер ребенка.

Есть сказки, которые помогают избавиться от страха, вредных привычек. Много произведений, изобличающих ложь. Дошкольник видит и понимает, как пагубно неправда влияет на персонажа.

Сказка помогает осознать половую принадлежность. Ее положительные герои являются образцом для подражания. Девочкам больше нравятся произведения о царевнах, а мальчикам о богатырях. воспитание сказкой5

Волшебные произведения воспитывают сильные стороны характера: настойчивость, выдержку, трудолюбие. Ребенок понимает, что без труда мало чего добьешься, а что досталось даром, может легко уйти.

Особый сказочный язык развивает чувства прекрасного, воспитывает интерес к культуре народа.

Положительный герой умный, добрый и справедливый.

В наше время родители пытаются ускорить взросление своих детей. Школы раннего развития помогают в этом. Сказка уходит на второй план. Однако без гармонии сердца и ума не воспитать полноценную личность.

Специалисты компании «Умница» считают, что сказка является действенным способом воспитания характера. Они выпускают уникальные сочинения для каждого возраста.

Не надо лишать детей такой прекрасной поры, как детство. Роль сказки в воспитании детей недооценивать нельзя.

Какие сказки, для какого возраста лучше читать

Не всякая сказка может быть понятна ребенку. Важно учитывать возраст маленького слушателя.

До 1 года малышу читают материнский фольклор. Дети с удовольствием слушают колыбельные песни, пестушки, потешки, коротенькие стишки. Эти произведения включают в окружающий мир, призывают к играм с предметами, помогают осознать свое тело.

В возрасте от 1 года и до 2 лет малыш совершает простые манипуляции и воспроизводит несложные действия сказочных героев. Для такого возраста подходят, например, коротенькие сказки «Репка», «Теремок». В них много повторений, что важно для маленького слушателя.

Деткам нравятся бытовые сказки о животных. Они знакомятся с образом жизни и характером героев. Им пока сложно понять взаимоотношения людей.

Детям от 2 до 5 лет нравятся волшебные сказки. Они любят фантазировать. Лучше начать чтение произведений с простым сюжетом и хорошим концом. Малыш не должен пугаться, наоборот, открытый сюжет поможет ему быть увереннее.

Маленький слушатель может вносить какие-то изменения в ход событий в произведении. Так в образной форме он выразит свои потребности. Детям очень нравятся сказки с красочными иллюстрациями.

воспитание сказкой6

С 5 до 7 лет детям интересны сказки с разным сюжетом. Особенно те, что развивают воображение, возбуждают любознательность. Этот жанр литературного творчества несет полезную информацию и помогает осмыслить и понять жизненные ситуации. Юный читатель способен провести параллели между поведением персонажей и своими поступками.

Лингвистическая сказка «Части речи» подойдет для детей школьного возраста.

 

Как правильно читать сказки

воспитание сказкой7Взрослые не только должны читать сказки детям, но помогать их осмысливать. В процессе чтения происходит воспитание определенных качеств личности.

После прочтения нужно обязательно обсудить содержание, задать вопросы по сюжету. Это поможет постепенно приобретать жизненный опыт, учит общению с другими детьми. Развивается творческое мышление, память, способность к анализу. Сочинители сказок заботятся о воспитании таких качеств, как доброта, любовь, справедливость.

Поиграйте в литературные игры, загадайте подходящие по сюжету загадки. Ребенок с удовольствием нарисует героев произведения.

Тексты сказок обучают правильной устной речи, расширяют словарный запас. Одним из показателей развития дошкольников является умение составлять вопросы. Попросите подобрать однокоренные предложения, срифмовать слова. Вместе с детьми составьте письмо, телеграмму или записку героям сказки, найдите подходящую для сюжета пословицу. Им будет интересно дать новое название уже известному сочинению.

Увлечет ребенка и создание игровой ситуации. Например, некоторые слова обиделись и убежали из сказки. Попробуй угадать название. В веселой детской компании разыграйте сказку по ролям. Существует еще много разных методов работы.

Обучаем детей правилам поведения с помощью сказки

На примере действующих лиц ребенок учится правилам поведения. В каждой сказке заключена мораль, которая может помочь детям в конкретных жизненных ситуациях.

Во многих произведениях видна связь человека и природы. Животные, растения умеют говорить и часто помогают людям. Воспитание сказкой учит бережному отношению к природе. воспитание сказкой9

Ребенок видит, что положительные герои смелые, ловкие, трудолюбивые, добрые. Хочется быть на них похожим. Они наделены лучшими качествами. Отрицательные персонажи жадные, глупые, ленивые. Никому не нравится быть такими же. Во время чтения нужно учить бережному отношению к книге.

С помощью сказки юный читатель учится работать в коллективе, что пригодится ему во взрослой жизни. Так сказочные герои вместе тянут репку и не могут ее вытянуть, пока не придет мышка.

На примере сказки «Царевна – лягушка» можно учить детей понимать душевную красоту, обдумывать свои поступки, преодолевать трудности, проявлять внимание к окружающим.

Этот литературный жанр помогает осознать значимость социальных ролей. Одни герои превращаются в других. В жизни придется сыграть не одну роль: сын, дочь, мать, друг и т.д.

Есть авторы, которые предлагают использовать сказочный материал нетрадиционно (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.). Они призывают учить детей воспринимать содержание по-своему, изменять ход событий в произведении, придумывать концовки и смешивать содержание. Такой подход помогает выявить плохое и хорошее, дать возможность герою исправиться. Зло должно быть наказано, но не жестоко. Например, в сказке «Кот в сапогах» кот не является примером для подражания, потому что он добивается успеха обманом.

В сказках много противоречий, которые надо решать. А это значит, учить детей думать, придумывать. «Рукавичка» собрала всех зверей, но кому-то будет тесно. Вместе с дошкольником следует решить этот вопрос на доступном ему уровне. Вспомните и про деда, потерявшего рукавичку. Получается, что звери довольны, а ему холодно.

Некоторые мамы на ходу сочиняют истории для конкретных ситуаций. Бывает, что все аргументы в споре исчерпаны, а только что рожденное произведение отлично помогает ребенку понять, что от него хотят. Например, малыш никому не дает свои игрушки, ссорится с друзьями. Поможет волшебная история про то, как какой-нибудь герой учился делиться.

Есть сказки, которые воспитывают почитание, любовь и уважение к матери. С ранних лет у ребенка закладывается чувство долга и ответственности перед родителями. Он чувствует поступки героев на эмоциональном уровне. Отзывчивость, внимательное отношение к маме можно увидеть в ненецкой сказке «Кукушка», нанайской сказке «Айогна» и др. «Крошечка-Ховрошечка», «Морозко» показывают, как плохо детям без мамы. воспитание сказкой8

Огромный интерес у детей вызывают сказки Г.Х. Андерсена, через которые осуществляется нравственное и духовное воспитание. Сюжет каждого его произведения уникален и неповторим. Их читают детям постарше.

Родителям хочется, чтобы их дети были успешными. Есть сказки для воспитания лидерства. Герои должны носить имя вашего ребенка. Они защищают слабых, помогают другим, совершают добрые поступки.

В настоящее время общество испытывает нравственный кризис. Поэтому сказки выступают как фактор нравственного воспитания детей.

Родители должны понимать, что значение сказки в воспитании ребенка игнорировать нельзя и даже опасно.

Ссылка на основную публикацию