Какое было ваше первое воспоминание из детства? Я помню запах детского садика. А еще, помню что у нас в группе был стол накрытый в русском стиле с пирожками из папье маше. Все были надкусаны и изнутри виднелась газета из которой они были сделаны.
Это было в 5 лет. Более ранние воспоминания еще более смутные и отрывистые.
Содержание
Значение детских воспоминаний в жизни взрослого человека
В сложные моменты жизни, когда человек находится на распутье, размышляет о дальнейших шагах, чаще всего приходят воспоминания из детства. Наше сознание, обращаясь к истокам, как бы осуществляет перезагрузку, сверяет нынешнее положение с изначально заданным курсом. Социализация человека, его понимания себя, как личности, своего места в окружающем обществе, закладывалась именно тогда, в детстве, как ощущение сгустка эмоций от каких то ярких запоминающихся событий. Эти реперные точки нашего мироощущения незримой линией проходят через всю нашу жизнь, через все поступки и принятые решения, определяя что для нас желанно, что приемлемо, а что нет. И когда в дальнейшей, взрослой жизни мы сталкиваемся с несоответствием реальности нашему внутреннему укладу, хранителем которого и являются детские воспоминания, мы стремимся либо изменить реальность в нужную форму, что не всегда нам по силам, либо ломаем свой сложившийся внутренний мир, что чревато депрессией и замкнутостью.
Проблема роли детских воспоминаний в жизни человека состоит в том, что наше детство, а следовательно и наше мироощущение, не зависело от нас самих, а складывалось из той среды, где проистекало, из жизни наших родителей, окружения, из исторической ситуации. А они не всегда бывают позитивными, оптимистичными, жизнеутверждающими, но всегда являются основополагающими, фундаментальными. Слишком специфичная, отличающаяся от основной, социальная среда; обида, нанесенная сверстниками – одноклассниками; развод родителей или неудачный опыт первых общений с противоположным полом, оставляют свой негативный след в психологии ребенка на всю жизнь. Все подобные события, произошедшие позже, когда мировоззрение ребенка уже сформировано, при всей своей эмоциональности, будут иметь лишь практическое значение. В раннем же детстве, когда внутреннее Я лишь создается в нашем сознании, они становятся знаковыми, определяющими во многом нашу дальнейшую судьбу.
Ложные детские воспоминания
В современном динамичном мире, где человек реализуется в обществе решением конкретной задачи, люди часто сталкиваются с внутренними барьерами, мешающими достижению определенной цели. Психологи, призванные помочь человеку в такой ситуации, и пытаясь найти причины, тормозящие процессы, в своих изысканиях практически всегда приходят к проблеме детских воспоминаний. Это может быть, на первый взгляд, совершенно не связанное с нынешними проблемами событие, эмоции в далеком детстве, но, из за сложного сплетения влияний на нас как внешних факторов так и внутренних, именно оно заложило программу в нашу психологию, не позволяющую нам перешагнуть некую линию, перейти на новый уровень.
При этом психологи заметили, что в процессе формирования личности детская психика настолько восприимчива, что эмоции от пережитого события близкими им людьми, будь то друзья из детских воспоминаний, бабушки – дедушки, сосед по дому: они иногда воспринимают как свои и впоследствии выдают эти воспоминания как свои собственные. И эти, так называемые ложные детские воспоминания, переданные нам через эмоциональный рассказ, впечатление, также могут оказывать как позитивную так и негативную роль в нашей социализации, а это, в свою очередь, указывает на возможность создавать такие воспоминания целенаправленно, осознанно.
Находясь внутри себя, нашему Я сложно без посторонней помощи увидеть или понять влияние некоторых парадигм на наше поведение, а уж тем более найти способ нивелировать их это влияние – здесь скорее всего потребуется помощь психологов. В настоящее время разрабатываются методики, тренинги, позволяющие “перезаписать” негативные детские воспоминания, создать новые, более соответствующие для формирования нового психологического портрета человека как, к примеру, успешного лидера или благополучного семьянина. Насколько могут быть успешными такие методики – пока судить рано.
Сломать внутренний мир человека и отстроить его заново, гармоничным и жизнеутверждающим – задача титаническая. А вот уделить достойное внимание формированию сознания, зарождающегося прямо сейчас, на наших глазах, в наших детях – вполне посильно каждому родителю. Правда, для этого потребуется нечто большее, чем просто воспитание, что называется “вложить в него душу”.
Чтобы понимать, из чего и как формируются детские воспоминания, рассмотрим процесс подробнее.
Психологи ищут объяснения причин нашей забывчивости
Одни считают, что дети не сохраняют воспоминания потому что не отделили еще себя от окружающего мира и не осознали то, что являются отдельной личностью.
Другие считают, что наша способность запоминать тесно связана с речевыми навыками. То есть запомнить события мы можем только «закодировав» его. А такая способность появляется тогда, когда человек научился говорить.
В восьмидесятых годах прошлого века американские ученые проводили исследования. В группу исследования вошли дети разных возрастов от 3 до 15 лет. Опрашивали их в течении нескольких лет с интервалом в пол года, задавая одинаковые вопросы, добавляя к каждому новому опросу дополнительные вопросы идентичного характера.
Те темы, на которые задавали вопросы изначально, дольше задерживались в памяти детишек. Но со временем воспоминания угасали. А на вопросы, которые задавали позже, отвечали все с меньшими подробностями.
Вывод исследования: чем моложе дети тем они лучше помнят свои воспоминания, и те воспоминания которые обсуждались регулярно лучше сохранились. Эта память «перезаписывалась», поэтому и сохранилась к моменту взросления.
В моем детстве у родителей была камера, но снимали на нее не часто. Но те моменты, когда меня снимали я помню отчетливо. Это подтверждает вывод ученых о «перезаписи», которая периодически происходила каждый раз, когда мы смотрели это видео. Но если нам покажут запись нас самих, скажем в 5 лет, с интервалом в 10-20 лет, мы с большой вероятностью не вспомним тот момент.
А вот скандально известный Фрейд, утверждал, что стирание детской памяти происходит для того, чтобы исключить из нашей жизни травмирующие воспоминания детства.
Что же мы можем сделать, чтобы сохранить как можно больше воспоминаний наших детей?
1. Каждый вечер обсуждайте с ребенком прошедший день. Это лучшее средство чтобы быть близким другом ребенку. Я такие подробности узнавала от детей вечером, в постели, после прочитанной сказки, которые днем не вытянуть! А сохранившиеся воспоминания это дополнительный бонус.
2. Когда расспрашиваете ребенка дайте ему возможность высказаться самостоятельно. Мы конечно лучше можем сформулировать мысль, но и ваш малыш должен этому научиться. Не перебивайте его, а наводящие вопросы задавайте в крайнем случае, если у ребенка ну никак не получается построить рассказ. Таким образом вы научите ребенка грамотно выстраивать речь и одновременно «запишете» воспоминания.
3. Обращайте внимание малыша на подробности. Какого цвета? Кто там еще был? А сколько у него было колес?
4. Дети запоминают не сами события, а ощущения которые они создали. Поэтому старайтесь обсуждать чувства и эмоции пережитые в счастливые дни. Есть мнение, что именно такие ощущения и формируют психику будущего взрослого человека. Именно родом из детства высказывания такие как: «я не знаю почему, но не люблю картины»
А в заключении народный список простых и милых действий, которые можно и нужно сделать вместе со своим ребенком:
- Пускать солнечные зайчики.
- Наблюдать как прорастают семена.
- Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
- Принести с мороза и поставить в воду ветку.
- Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
- Смотреть на звезды.
- Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
- Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
- Дырявить льдинки под струей воды.
- Приготовить жженый сахар в ложке.
- Вырезать гирлянды бумажных человечков.
- Показывать театр теней.
- Пускать блинчики на воде.
- Рисовать мультфильм на полях тетради.
- Устроить жилище в коробке от холодильника.
- Плести венки.
- Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
- Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
- Писать под копирку.
- Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
- Слушать пение птиц.
- Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
- Построить шалаш.
- Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
- Наблюдать восход и закат.
- Любоваться лунной дорожкой.
- Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
- Сделать флюгер и ловушку для ветра.
- Светить в темноте фонариком.
- Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
- Сходить на рыбалку.
- Оставлять отпечатки тела на снегу.
- Кормить птиц.
- Делать секретики.
- Строить дом из мебели.
- Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
- Запускать воздушного змея.
- Крутить ребенка за руки.
- Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
- Сидеть в темноте, при свечах.
- Делать чертиков из намыленных волос.
- Дуть в пустую бутылку.
- Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
- Издавать победный крик каманчей.
- Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
- Прыгнуть в центр лужи.
- Делать записи молоком.
- Устроить бурю в стакане воды.
- Закопать сокровище в тарелке с кашей.
- Объясняться знаками.
- Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
- Дуть на пушинку.
- Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
- Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
- Выдавливать формочками печенье.
- Нанизывать ягоды на травинку.
- Играть в циклопов.
- Петь хором.
- Починить любимую игрушку.
- Пускать мыльные пузыри.
- Наряжать елку.
- Свистеть через стручок акации.
- Смастерить кукольный домик.
- Залезть на дерево.
- Играть в привидений.
- Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
- Говорить о мечтах.
- Стучать в самодельный барабан.
- Выпустить в небо воздушный шар.
- Организовать детский праздник.
- Смотреть на мир через цветные стеклышки.
- Рисовать на запотевшем стекле.
- Прыгать в кучи осенней листвы.
- Начать обед с десерта.
- Надеть на ребенка свою одежду.
Вспомните что-нибудь приятное и согревающее из вашего детства. Сделайте что-то подобное своему ребенку.