Когда мы задумываемся о культуре поведения в японском обществе, то в голову приходит: тактичность, застенчивость, самоотверженность, дисциплина и милая улыбка японской женщины. Данные стереотипы сложились не случайно, поскольку культура народа закладывает его характерные черты в общее сознание представителей других народов и культур. Ассоциативный фон возникает благодаря контакту с различными элементами культуры, по различным поводам. Каким образом создается данный стереотип, ответ, скорее всего, заложен в самой японской методике воспитания.
Содержание
Японская система
О том, что такое японская система воспитания уже достаточно много написано, не будем перепевать всем известные вещи. А лишь обратим свое внимание на то, какова ее специфика, а затем уже каждый решит для себя, что из их системы будет приемлемо, а что нет. В японской системе воспитания выделяют три возрастные категории, характеризующие взаимоотношения:
- Ранний период. Все мы слышали о вседозволенности японского воспитания в раннем возрасте. И это действительно так. С момента рождения до 5 лет ребенку разрешается все, поэтому и называется этот период: «ребенок – император».
- Период интенсивного воспитания. В среднем возрасте, от 5 до 15 лет, происходит своеобразное приучение к дисциплине, и условное название «ребенок – раб».
- Период становления. В старшем возрасте, от 15 и выше, это уже зрелая личность, которая становиться «равной» с представителями всех возрастов, т.е., можно утверждать, что это уже взрослый человек и сформировавшаяся личность. Понятно, что все определения условные.
Коллективизм
Необходимо отметить, что в Японии традиционной является корпоративная культура. Это – когда все решается и делается сообща. И дух коллективизма в Японии очень развит. А стало быть, семейственность является особенностью воспитания детей в Японии. Но это отнюдь не значит, что в воспитании не культивируются индивидуальные качества. Процесс происходит весьма своеобразно. Причем, все качества закладываются именно на раннем этапе развития, т.е. до 5 лет. Это и отличает дошкольное воспитание в Японии.
Именно в этом возрасте дается наибольшая свобода ребенку. В то же время, это не значит, что осуществляется процесс вседозволенности. Издавна заложена основная конструкция и философия, которая дает свои результаты, высвечивая со временем отличительные черты японского воспитания.
Мама поначалу очень осторожно отрывает ребенка от пуповины в переносном смысле слова. Грудного ребенка японские мамы носят на себе либо перед собой, либо на спине повсеместно, с помощью специального приспособления, в зависимости от выбора мамы. По ночам ребенок спит с мамой.
Самое основное качество это приверженность к коллективизму, которое можно понять, прочитав следующее притчу о воспитании: «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться». Ребенку закладывается мысль о силе общественного мнения. Это также свидетельствует о прививании высокого уровня самосознания, другими словами осознание того: «Кто они и кто я» в коллективе или в обществе.
Когда ребенок уже научиться ходить, мамы не находятся все 24 часа в сутки с ним. Женщина отдает ребенка в детский сад, где и начинается коллективное воспитание. Ребенка специально приобщают к частой смене членов коллектива, чтобы он мог быстро адаптироваться и иметь превосходные навыки общения с людьми, как с ровесниками, так и с людьми постарше.
В этике культурного общения в японской системе отсутствует слово «нет». Это также воспитывается с малого возраста. Ребенок не имеет практически отказа ни в чем, кроме предупредительных слов об опасности, плохого, грязного.
Удивителен тот факт, что детей с младенчества не кутают, зачастую можно видеть, как дети ходят в холодное время без носков, обувь, надетая на босую ногу, и часто можно также созерцать хождение босиком. В Японии считается, что самое уязвимое место, которое надо держать в тепле, это живот и поясничная область. Поэтому в прохладную погоду детей особо тепло не одевают, но используют теплый пояс. Находясь в детском саду, ребенок имеет минимум принадлежностей, спит он на небольших ковриках прямо на полу. Простуда не считается заболеванием в общественном сознании.
Отличия воспитания мальчиков и девочек
Гендерные различия специфичны и эти особенности учитываются системой дошкольного образования в Японии. Мальчики и девочки имеют раздельное воспитание. Мальчиков воспитывают в традиционном для востока духе, с раннего детства не пускают на кухню и не поощряют заниматься делами по домашнему хозяйству. Девочку же, наоборот, довольно рано знакомят с женскими обязанностями по дому.
Мама – это особое положение в японской семье.
И мальчики и девочки любят и уважают маму. Девочки хотят быть непременно похожими на своих мам, а мальчики трепетно относятся к мамам на протяжении всей жизни. Причем даже младшие сестренки, как правило, по-матерински ухаживают за своими старшими братьями, имитируя поведение матери.
Старшего сына заметно выделяют, подготавливая отцу помощника, а то и замену. Это установлено традиционно и, воспринимается как должное.
Что касается гендерных родительских распределения обязанностей, то здесь, практическая сторона, т.е. непосредственный уход за ребенком лежит на плечах матери, а вот, что касается прогуляться с ребенком по парку, сходить на выставки и прочее, этим, в большей степени, занимается отец. Родители могут вдвоем гулять по парку, причем, ребенок на руках у отца . Воспитывая японских детей, родители не должны доводить ребенка до слез, в большей степени, это касается мамы, поскольку она проводит больше времени с ребенком.
Почему у папы меньше времени, потому что он воплощает в жизнь корпоративный принцип. Работая на производстве, он большую часть времени проводит там. Но, в последнее время японские мамы предпочитают совмещать процесс воспитания с работой. Поэтому увеличивается роль детских садов и школ, где раннему развитию японцы уделяют большое внимание. И это также не противоречит принципу корпоративности, зато отрицательно воспринимается общественным сознанием старшего поколения, которое осуждает молодую маму, поступающую «эгоистично» с ребенком.
В детских садах занимаются обучением манерам поведения в обществе, прививают экологическое воспитание .
Многие считают, что японское воспитание противоречит проявлению индивидуальности и творческому мышлению, поскольку, такие качества, как не выделяться из коллектива, не говорить «нет» и четко иметь представление о своем месте в обществе, являются признаками, хорошего воспитания. А именно эти качества, не дают возможности проявлять индивидуальность и креативность мышления. Но это не так, дело в том, что уже на ранних этапах японский ребенок может точно определить, к какому кругу людей он себя относит. И вот здесь проявляется ранняя самостоятельность, в отличие от детей, воспитывающихся на Западе.
Ввиду того, что в Японии ребенок рано приучается к общению с представителями старшего поколения, и при этом, ему не делается замечаний, нет словесных наставлений и требований соблюдения несокрушимых правил поведения (что можно, и что нельзя), то он, относится к природе вещей, как «властелин». Он сам определяет свое место в обществе, и устанавливает свои правила «выживания». Это основная задача японского воспитания.
Ребенок западного воспитания с малых лет приучается соблюдать правила поведения в обществе, которые ему наставляют, диктуют родители и поэтому, ему не нужно выбирать способ «выживания», она уже ему заранее проецируется родителями. Западный ребенок не «властелин», а «раб» природы вещей. Именно здесь методами воспитания в Японии и закладывается индивидуальность японских детей.
Индивидуальность
В общественных кругах сложилось мнение, что индивидуальность может зависеть от подходов воспитания, уровня образования, индивидуальных способностей ребенка и не последнюю роль играет материальное обеспечение. И почему – то, в большей степени, всех волнует вопрос о недостатке материальных средств. Но учеными были проведены исследования, в частности, Нобуко Учида из университета Цукуба совместно с учеными Кореи, Китая и Монголии и они пришли к выводу, что материальное положение, особенно в раннем возрасте, не оказывает никакого влияния на развитие индивидуальных качеств ребенка и креативности мышления. Главное, в каких условиях, происходит процесс воспитания. И положительным условием является, здоровая обстановка в семье, наличие книг, и стремление к самосовершенствованию.
Есть еще одна отличительная особенность, отличающая воспитание детей в Японии. Родители создают ситуацию, где демонстрируют свою модель поведения, а ребенок наблюдает, и в последующем он будет ее повторять. Т.е. родители реально показывают пример детям. Очень редко, но можно увидеть истерично кричащего японского ребенка на улице и родитель – японец не пытается его унять любыми способами, он просто, садится рядом и тихо извиняется перед ребенком за свое неправильное поведение. Потому что он считает, что это его такая неправильная модель поведения, а ребенок ее просто скопировал. Родители и дети друг у друга учатся.
Таким образом, мы рассмотрели несколько вариантов воспитания, которые являются отличительными и характерными для японской мудрости о воспитании детей.
Но это не значит, что российское, или западное, или европейское воспитание неверное. Это значит, что родитель, воспитывая детей вправе выбирать любую модель воспитания, которая, на его взгляд, близка, понятна и соответствует мировоззрению.