Характер ребенка - воспринять или воспитать

Характер ребенка — воспринять или воспитать

Еще будучи беременной, каждая мама представляет каким будет ее малыш. Это касается не только пола, но и характер того, какие черты характера будут у ребенка. Воспитание дело ответственное, поэтому все родители стараются приложить максимум усилий, чтобы их чадо выросло с необходимым набором знаний, умений и навыков, необходимых для успешной взрослой жизни. Они также стремятся заложить и положительные черты характера в ребенке, благодаря которым малыш займет свое место в обществе.

Общаясь со взрослыми людьми, мы всегда стараемся подстроиться под них, так сказать, учитываем характер, а вот про детскую индивидуальность чаще всего забываем. А ведь чтобы из ребенка выросла гармоничная личность об этом забывать не стоит. Родители должны найти золотую середину, то есть знать где стимулировать развитие недостающих качеств характера, а где наоборот, мягко подавлять те, которые будут мешать малышу по жизни.

Воспитание характера ребенка начинается в младенческом возрасте, когда он как губка впитывает все интонации взрослых. Психологи убеждены, что «ядро личности» полностью сформировано у детей к трем годам. К этому возрасту они уже должны овладеть некоторыми социальными навыками: могут строить отношения со сверстниками, они коммуникабельны, у них должно быть развито чувство ответственности, самостоятельности и собственности.

Качества характера ребенка формируются под воздействием двух составляющих: темперамента и социализации. И если первым наделила природа, то второй включает несколько аспектов:   характер

  • среда,     в которой растет ребенок;
  • воспитание;
  • влияния     культурных принципов общества;
  • нормы,     принятые в его семье.

 

Что дано – то дано

Поговорим о темпераменте. Ведь именно он составляет основу характера, а также влияет на поведение и коммуникации с другими людьми. Он отвечает за стрессоустойчивость, активность, скорость реакции. Темперамент – не изменен в течение всей жизни, это индивидуальная биологическая особенность человеческой личности. Различия в типах темперамента не имеют ничего общего с развитием способностей.

Итак, выделяют 4 основных вида темперамента:

характер12

  1. Меланхолик.

 

  1. Флегматик.

 

  1. Сангвиник.

 

  1. Холерик.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Меланхолик

Эти дети очень ранимы, задумчивы и не отличаются гиперактивностью. Они по большей части застенчивы, задумчивы, в большей степени их волнует собственный внутренний мир. Их нервная система неустойчива и принятие решения у них занимает достаточно много времени. Негативные ситуации откладывают на них большой отпечаток, они долго переживают, уходят в себя. характер3

У детей меланхоликов глаза постоянно на мокром месте. Но при этом, они способны долго высидеть на одном месте, любят заниматься творчеством. Они боятся публики, выступления на сцене – не их конек, им подойдет рисование, вышивка, гончарное искусство, лепка или игра на музыкальном инструменте.

Правильное воспитание меланхолика позволит вырастить из него талантливого, серьезного, уравновешенного человека с богатым внутренним миром, заботливого и чувственного. Если же заставлять его постоянно быть на публике, жить в быстром темпе , то кроме слез и даже истерик вы ничего не добьетесь. Как следствие – сильный стресс, уход в себя, стена от окружающего мира. В воспитании ребенка меланхолика нужно делать упор на адаптацию к реальной жизни, задействовав его творческие задатки.

Флегматик

Его можно охарактеризовать как ребенка тихого, задумчивого, немного медлительного, но при этом он способен прекрасно защищать себя от негативных ситуаций и обстоятельств. Он не такой ранимый, как его брат меланхолик, но также, как и он, не любит быстро принимать решения и не приветствует спешку. характер4

Маленький флегматик вдумчивый, очень аккуратный. Игрушки собирает медленно, но раскладывает по своим местам. Он не любит бывать на публике, ему в меньшей степени присущи лидерские качества. Может выступать на сцене только в составе оркестра, хора, каждый выход на нее дается с трудом.

Воспитывая юного флегматика стоит уделить больше внимания тому, что его интересует. А это будет искусство, наука, компьютеры. Дети, имеющие этот тип темперамента, в будущем становятся учеными, компьютерными гениями, писателями и мыслителями. Взрослые должны научить ребенка флегматика адаптироваться среди других детей и тогда он найдет свое место в жизни.

Сангвиник

Это ребенок сильный, всегда знающий чего он хочет. Он уверен в себе, в меру напорист, с сильной и характер 5устойчивой нервной системой. Яркий, харизматичный, целеустремленный – такой сангвиник от рождения. Ему присущи лидерские качества, он любит бывать на виду, его не пугает сцена, она даже его манит. Его темперамент позволяет быстро справляться со стрессами, быстро и легко принимать решения, но при этом он совсем не обращает внимания на мелочи.

Поведению детей сангвиников свойственна активность, а также желание быть лучше всех. Родители должны научить их ответственности, ведь статус лидера это предполагает. Также важно объяснить своему ребенку то, что у окружающих то же есть мнение и его нужно учитывать. Хорошо воспитанный сангвиник – это мудрый, уверенный руководитель, социально-активная личность.

Холерик

Яркий, суматошный, очень эмоциональный ребенок – это про вашего маленького холерика? У него очень быстро меняется настроение, он то радостный, игривый, пылающий идеями, то грустный, практически убитый, может даже впасть в отчаяние. В общем эмоции у него через край! характер6

Такой ребенок имеет свое «я», стремится быть на публике, любит, когда им восхищаются, но при этом он болезненно переносит критику и негативные высказывания в свой адрес. Безусловно холерики имеют лидерские качества, любят руководить, но не внимательны к деталям. Своей импульсивностью могут обидеть, поэтому им однозначно необходимо помогать.

Родителям ребенка с таким темпераментом следует воспитывать в нем сдержанность, умение проявлять эмоции в приемлемой форме. Дети холерики, сумевшие справиться с бурей эмоций, становятся яркими публичными личностями, изобретателями, генераторами идей.

 

Что мы можем изменить

Выше мы поговорили о видах темперамента, теперь поговорим непосредственно о характере. Им принято называть совокупность поведения, реакций, эмоций, то есть всех психологических особенностей, характер7 свойственных конкретному ребенку. Он формируется, видоизменяется в течении всей жизни. Уже у младенцев можно наблюдать зачатки будущего характера, а в дошкольном возрасте он начинает набирать обороты.

До 7 лет образ поведения в будущем начинает проявляться у ребенка в игре. Присмотритесь внимательно, как он строит взаимоотношения, как реагирует на сложности и домашние обязанности. В младшем школьном возрасте формирование характера продолжается. Теперь вчерашний малыш попадает в систему жестких рамок и правил, его поведение определяют новые обязанности. Личность ребенка дополняется новыми качествами, такими как аккуратность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, у него появляются новые виды отношений: умение дружить с одноклассниками, общаться с учителями.

В подростковом возрасте черты характера развиваются с большей интенсивностью. Это происходит по тому, что ребенок в большей степени чувствует участие в жизни своей семьи. Он осознает свои обязанности, понимает, что такое общество и действует согласно правилам и нормам, установленным в обществе. На этом этапе в ребенке, то есть в его характере, могут проявиться отрицательные черты.

характер8Решающий фактор – воспитание, полученное в семье и школе. Не бывает детей, которых нельзя перевоспитать. Хорошее отношение, ласка и забота, сочетающая в себе мудрость, постоянство и постепенность требований – способны огранить даже алмаз детского характера.

 

Как воспитать в ребенке характер

Для этого необходимо сформировать у него идеалы, убеждения и, конечно же, мировоззрение. Благодаря последнему можно развить жизненные цели, стремления и правила в области морали. Становление мировоззрения должно происходить одновременно вместе с воспитанием поведения. И только тогда трудовая, игровая и учебная деятельность, воспитывающая в ребенке черты характера, дадут свои плоды.

Итак, переходим к 5 способам формирования характера:

  1. Планирование     дня – дети тоже могут. Когда ребенок знает, что ему предстоит сегодня или завтра, у него вырабатывается дисциплина. Как можно    воспитать дисциплинированного и обязательного характер9 ребенка? Ответ довольно прост: начните с себя. В воспитательных целях научите его вести ежедневник или блокнотик, объясните, что всему свое время, главное, не сдавайтесь, если ваше чадо забросит этот блокнот, кладите его на видное место и результат не заставит себя ждать
  2. Добиваться     поставленных целей.     Учите ребенка не сдаваться, если что-то не получилось, не бросать на полпути и доводить все дела до конца. Именно это характеризует  ребенка как ответственного, целеустремленного человека, с чувством долга.
  3. Постоянная занятость. Труд – важнейший принцип воспитания. Помните, как школьников отправляли на картошку или заставляли 20 дней отрабатывать на благо родной школы в летние каникулы в воспитательных целях? В ежедневном домашнем или общественно полезном труде, который связан с преодолением препятствий и решением сложных задач, можно заложить     лучшие черты. Главное, чтобы цели семьи и школы были едины.
  4. Дисциплина     без драм или как помочь ребенку воспитать характер. Книга     Дэниела Сигела, рассказывает какой     у ребенка бывает характер, как справляться с истериками и бороться с проблемами дисциплины, отражает новый подход в воспитании. Автор дает полезные советы как вести себя в конфликтах с детьми, в них рассматривается психология и развитие детского мышления. Также в книге говорится о том, как не стать врагами с детьми. Дэниел Сигел очень реалистично показывает на ситуациях, как привить детям     дисциплину, не наказывая их. Доктор Комаровский о написал дисциплине также целую статью. Он считает, что отсутствие ее – это проявление     ненависти к ребенку, а присутствие,     наоборот, синоним любви. Он говорит, что бывают дети,     не знающие понятие «дисциплина» и от этого их развитие, происходит не естественно.     характер 11
  5. Доброта – главная добродетель. И это на 100% правда. Ведь образы героев из сказок, мультиков оказывают большое влияние на становление характера ребенка,     особенно в школьном возрасте. Занятия театром, музыкой, прочтение сказок и классической литературы, в купе с родительскими     рассказами о великих людях, способны обогатить характер вашего ребенка такими качествами как милосердие,     сочувствие, искренность, честность.

 

Мы много поговорили о темпераменте и характере и надеемся, что вы поняли для себя в чем разница. Если с характер10первым мы рождаемся, то второй еще можно изменить, если работать над целенаправленно. Также советуем для прочтения работу Дэниела Сигела, описывающую как не стать жестоким воспитателем и надеемся, что вы в своем ребенке сможете воспитать только хорошие черты.

 

Ссылка на основную публикацию