Индивидуальные особенности памяти у детей

Память ребенка имеет определяющее значение для развития его когнитивных функций. Физиологическая сущность процесса заключается в образовании связей между нейронами головного мозга, которые являются непосредственными хранителями информации. Подавляющее большинство детей способны освоить необходимый информационный поток, но существуют индивидуальные отличия и особенности.

Ситуации, когда у ребенка наблюдается плохая память и внимание, требуют тщательной работы и занятий с малышом. Ситуацию нельзя пускать на самотек, так как в дальнейшем проблема будет усугубляться, это отразится на школьной успеваемости и эмоциональном состоянии.

 

Особенности памяти в детском возрасте

Память у детей бывает произвольная и непроизвольная. До трехлетнего возраста работает в основном непроизвольная память, информация сохраняется неосознанно, запоминаются в основном эмоционально значимые события. С 3 лет  можно начинать целенаправленные занятия по формированию произвольного запоминания. Важно учитывать следующие особенности памяти детей младшего дошкольного возраста: эффекта от уроков можно добиться только тогда, когда они проводятся в игровой форме.

Во время тренировок необходим учет индивидуальных особенностей памяти. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста непосредственно связано с подготовкой к занятиям в школе. Важно сформировать у малыша долговременную память, так как основная информация будет сохраняться в течение всей жизни. В случае если у ребенка преобладает кратковременная память и информация быстро забывается, необходима заинтересованность и регулярное повторение.

У леворуких детей преобладает ассоциативный тип запоминания, эту особенность необходимо использовать в мнемотехнике. Целенаправленного развития требует зрительная и слуховая память.

 

Как формируется память у ребенка

Детская память начинает функционировать с 9 месячного возраста, тогда, когда головной мозг достигает определенных размеров.

Память у ребенка раннего возраста тесно связана с обилием новых ярких впечатлений. Малыши воспринимают окружающий мир целостно, для них каждый день – это открытие. Именно по этой причине во взрослом периоде детские воспоминания не теряют своей яркости, особенно это заметно у пожилых людей.

У детей младшего дошкольного возраста память отличается пластичностью, они могут осваивать и запоминать большие объемы информации. Этот процесс можно направить в целенаправленное русло, при условии, если память, восприятие и мышление ребенка раннего возраста будут стимулироваться искренней заинтересованностью и положительным настроем.

Родителям необходимо запомнить, что если наставник оказывает на малыша психологическое давление, раздражается из-за недостаточной смекалки подопечного, любое обучение обречено на полную неудачу. То же самое будет происходить, если ребенку скучно и неинтересно, память раннего возраста характеризуется тесной взаимосвязью с интересом и положительными эмоциями.

Родителям следует знать, что одни дети без труда могут запомнить большой объем информации, а другим необходимо затратить значительно больше усилий. Индивидуальные особенности зависят от особенностей функционирования головного мозга, типа нервной системы и темперамента.

 

Виды памяти

В зависимости от того, какой из каналов восприятия в детской памяти наиболее активен в сохранении информации, выделяют индивидуальные особенности типов памяти:                                                                              

  1. зрительная;
  2. слуховая;
  3. двигательная;
  4. эмоциональная;
  5. вкусовая;
  6. обонятельная.

В некоторых ситуациях один из вариантов значительно преобладает, но немало детей владеют смешанными типами, так чаще бывает, если родители с раннего детства активно развивают когнитивные способности малыша.

Виды памяти у детей формируются с возрастом, разные виды памяти присущи определенным этапам развития, которые связаны с особенностями каждого возрастного периода.

По способу задействования психических функций выделяют механический и логически-смысловой тип запоминания информации.

По длительности хранения информационных данных различают оперативную, кратковременную и долгосрочную память.

По мере роста ребенка у него более активно функционирует логическая память, информация, сохраненная таким способом, дольше сохраняется и легче воспроизводится. Игра в детские шахматы является эффективной техникой мнемоники для тренировки памяти и содействует  формированию смысловых и логических связей.

Развитие индивидуальных особенностей способствует творческому выражению личности каждого малыша, раскрытию его талантов и способностей.

 

Зрительная память

Зрительная память хорошо развита у большинства детей. Картинки с изображениями, рисунками помогают формированию образной памяти. Детей способны заинтересовать упражнения, в которых предлагается найти отличия между рисунками или воспроизвести изображение на бумаге по памяти. Обучение с помощью наглядных пособий эффективно и интересно для малышей.

 

Слуховая память

Развитию слуховой памяти способствует чтение. Родителям необходимо ежедневно читать детям вслух, подобные занятия не нужно прекращать даже тогда, когда малыш уже научился читать. Необходимо предлагать ребенку пересказывать прочитанные фрагменты, подобное упражнение способствует также развитию моторики речи.

Внимательность у ребенка обязательно тренируем с помощью пересказа, особенно полезны упражнения для гиперактивных детей с дефицитом этой психической функции.

 

Двигательная память

Улучшению памяти детей дошкольного возраста способствуют формирование следующих  двигательных навыков:

  • шитье;
  • вышивание;
  • выпиливание по дереву;
  • танцы;
  • техники программирования.

Чтобы запомнить и точно воспроизвести последовательность действий, необходимо выполнить навык несколько раз.

Особенность механической памяти доводит такие движения до автоматического уровня. При этом активно стимулируются мотонейроны головного мозга и образуются межнейронные связи, сохраняющие информацию.

 

Почему у ребенка плохая память

 

Некоторым ребятам с трудом дается процесс обучения, на это могут повлиять различные факторы. При диагностике памяти детей 5-6 лет необходимо принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности.

Проблемы с памятью могут возникнуть на фоне постоянных стрессов или перенесенных заболеваний. Влияет на память перенесенная операция с местной анестезией и общим наркозом, так как анестетики могут повлиять на образование межнейронных связей и тормозить активность нервных клеток.

Родовые травмы и врожденные заболевания также ухудшают психические функции, в таких ситуациях потребуется консультация детского психоневролога. Медикаментозное лечение наряду с использованием мнемотехники облегчит обучение.

 

    Недостаток полезных веществ

Плохое питание с недостатком важных питательных веществ, в том числе витаминов и микроэлементов может привести к выраженному ослаблению психических функций, в таких случаях понятно, почему у ребенка плохая память. Родителям необходимо позаботиться о качестве продуктов, включенных в меню малыша.

Если что-то из предложенного вызывает протест у малыша, можно замаскировать продукт в смешанных блюдах (салаты, коктейли, смузи).

Значительно улучшают память:                                                                   

  • бананы;
  • авокадо;
  • шоколад и какао;
  • вареные или свежие морковь и брокколи;
  • мед и цветочная пыльца;
  • жирная морская рыба (скумбрия, семга, лосось);
  • печень трески;
  • грецкие орехи, миндаль, фундук, кешью;
  • пророщенные злаки.

Чтобы получить ощутимый эффект, не обязательно заставлять малыша есть много подобной пищи, достаточно ежедневно включать ее в рацион в небольших количествах.

 

Неправильный режим дня

Погрешности в организации режима дня могут привести к серьезным проблемам с памятью. Если малыш не высыпается, то у него ухудшается способность к запоминанию новой информации. Детской памяти вредит как недостаток сна (норма в дошкольном возрасте составляет 10 часов), так и позднее засыпание. Для полноценного восстановления малыш должен отправляться в постель около 9 часов вечера.

 

Важны ежедневные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Без достаточного поступление кислорода снижается интенсивность психических процессов, значительно    ухудшается запоминание.

 

   Плохая тренировка памяти или ее отсутствие

При воспитании детей необходимо учитывать индивидуальные и типологические особенности их памяти. О действительных проблемах можно судить только в случаях, если родители ежедневно занимаются с ребенком по правилам мнемотехники, но усилия не дают ощутимого результата.

Для тренировки памяти потребуются настойчивые занятия, при серьезных проблемах с детьми с плохой памятью работает психолог. Лечение может потребоваться, если малыш перенес заболевания или травмы, которые могли повлиять на его развитие.

Следует отметить, что даже здоровые ребята без отклонений в когнитивной сфере могут испытывать трудности с запоминанием, если родители не уделяют достаточного внимания психическому развитию малыша.

Ссылка на основную публикацию