Физиологические и психологические особенности детей в 12 лет. Что важно знать родителям.

Физиологические и психологические особенности детей в 12 лет. Что важно знать родителям.

Ребенок 12 лет вступает в период полового созревания. Вместе с физиологией и анатомией меняется поведение и характер.
Это возраст, когда ребенок начинает понимать свою самостоятельность и значимость, осознает и начинает отстаивать себя как личность. Для того чтобы помочь своему ребенку преодолеть переходный возраст, родителям стоит заранее подготовиться к этому этапу.

Причины психологических изменений

Психологические особенности детей 12-13 лет в большинстве своем связаны с внешними и внутренними изменениями в организме. Телесные перемены пугают, становятся причиной появления первых комплексов. Задача родителей — заранее подготовить ребенка к изменениям, объяснить и успокоить.

Внешние

В 12 лет подросток начинает замечать вешние проявления полового созревания. В 12 лет происходит пубертатный скачок роста сразу на 7-12 см за год. Причем девочки опережают мальчиков как в росте, так и развитии. В первую очередь растут скелет и конечности. Наблюдается подростковая долговязость. Кожа нередко становится жирной, что приводит к появлению прыщей. Внешние

У девочек 12 лет начинается формирование фигуры женского типа: расширяется таз, округляются бедра. У детей обоего пола появляются вторичные половые признаки. Например, появляются первые волосы на лобке и подмышками. У девочек 12 лет начинается рост молочных желез. У мальчиков активизируется рост гениталий, начинается рост мышечной массы. Меняются пропорции тела в сторону мужского типа: плечи становятся шире, бедра уже.

Внутренние

В 12 лет дети не только начинают интенсивно расти. Происходят изменения во внутренних органах. Гипофиз усиливает выработку гормонов — гонадотропинов. В ответ на это половые железы начинают активно вырабатывать половые гормоны: тестостерон у мальчиков и эстрогены у девочек, под влиянием которых и формируются половые признаки. Внутренние

Если вторичные половые признаки связаны с внешними изменениями, первичные — с развитием внутренних половых органов: яичников и матки у девочек и семенников и предстательной железы у мальчиков. В 12 лет у большинства девочек наступает менархе — первая менструация. А у мальчиков к 13 годам появляется первая эякуляция.

Еще 1 признак этого периода — активизация работы щитовидной железы, из-за чего ускоряется обмен веществ. Со стороны нервной системы можно наблюдать повышение возбудимости, раздражительность, эмоциональная нестабильность. Сердце растет быстрее сосудов, что сопровождается временными функциональными нарушениями: аритмией, головными болями и др.

Психологические особенности возраста

В период переходного возраста у детей наблюдается дисгармония в отношениях с окружающими людьми и всем миром: отсутствие взаимопонимания с родными, педагогами, сверстниками. Психологические особенности детей 12-13 лет проявляются спонтанными, неконструктивными, незрелыми отношениями с окружающим миром, отношение к окружающим часто носит негативную окраску.

Отношения с родителями

Дети в 12 лет нередко испытывают разочарование в родителях, присутствует непонимание, стремление Отношения с родителями делать все наперекор. Они ощущают тревогу, агрессивны, часто замыкаются в себе, не уверены в своих действиях и не умеют обсуждать свои проблемы.
Взрослый сын или дочь в этом возрасте болезненно воспринимают критику, дерзкие, конфликтные. Задача родителей в это период — создать доверительные отношения со своим чадом.

Ребенок старается оградить часть своей жизни от взрослых, и многие родители начинают волноваться и «закручивать гайки». В 12 лет взрослый сын или дочь уже демонстрируют приобретенные навыки и, главное, свое отношение к ним. Важно понять, что жесткая конфронтация со своим чадом может привести к затяжному кризису в отношениях.
Если же родители очень внимательны к переменам в жизни ребенка, умеют слушать и стараются понять его, есть шанс без проблем пережить подростковый период.

Отношения со сверстниками

Отношения со сверстникамиВ 12 лет обостряется потребность в общении. В построении отношений со сверстниками появляется избирательность и стремление самоутвердиться, доказать свою взрослость. Школа и улица в одинаковой степени влияют на социализацию подростка, приобретение навыков построения отношений.

Поведение детей регулируется мнением сверстников, желанием быть признанными и похожими на них. Нередко они начинают дружить со старшими ребятами, перенимать их привычки, манеру общения. Поведение детей в этот период может быть на грани дозволенного.
Подросток, лишенный отношений со сверстниками, исключенный из группы, очень тяжело переносит свою отстраненность.

Основные направления интересов

Ребенок 12 лет уже мечтает о будущем, его начинает интересовать материальная сторона жизни. У него можно наблюдать первые проявления личности, смену мотиваций и интересов. Некоторая растерянность может усугубляться первой влюбленностью. Основные направления интересов

На фоне этого снижается работоспособность и успеваемость. Можно наблюдать первые проявления личности негативного характера: грубость, недовольство собой и окружающими. В то же время появляется чуткость к своим и чужим переживаниям.
Правильный выбор интересов и увлечений на этом этапе во многом определяет формирование у ребенка планов. Воспитание подростка в этот период должно быть направлено на углубление его интересов, развитие увлеченности.

  • Доминанта дали

Подростки мало ценят текущий момент, недовольны окружающей средой и стремятся выйти за ее пределы. В этот период интенсивно развивается абстрактное мышление. В этом возрасте должны появляться первые взрослые мечты и цели.
Ребенок в 12 лет обретает другие, более глубокие интересы и увлечения. В этом возрасте должны проявляться задатки масштабного планирования. Если ребенок говорит, кем он хочет быть, в этом уже есть рациональное зерно. Эгоцентризм

  • Доминанта усилия

Уже на старте переходного периода ребенок стремится проявить самостоятельность. Это не всегда имеет положительную окраску. Возможна тяга к сопротивлению, которая проявляется в форме протестов, конфликтов, упрямства, борьбы с авторитетами.
Он не хочет учиться, следить за собой, выполнять простейшие поручения, отстаивая тем самым свою самостоятельность и доказывая взрослость.

  • Эгоцентризм

На двенадцатом году жизни у детей усиливается интерес к себе, как к личности. У ребенка активно формируется самосознание, его внутреннее «Я» больше не совпадает с внешним, что стимулирует развитие самоконтроля и самообладания.
Собственная личность оказывается в центре интересов подростка. В это время появляется первая критическая оценка себя, положительная или негативная.

  • Доминанта романтики

Дети на этапе взросления стремятся к знаниям, событиям, впечатлениям. Они начинают проверять свои Доминанта романтики силы и возможности.
Подростки ищут приключений, проявляют склонность к социальному героизму, начинают проверять свою смелость, соглашаясь на рискованные поступки.

Полезные советы родителям

Уже в 12 лет остро встает вопрос, как общаться с подростком родителям, чтобы не утратить доверительных отношений, сохранить баланс между родительским авторитетом и дружеским общением.
Ребенку важно ощущать убежденность близких в том, что все будет хорошо, и он со всем справится. Вера в него, поддержка и разумная самостоятельность позволят решить и такую проблему, как повысить самооценку ребенка.

На поступки подростка во многом влияет состояние его организма, и в частотности нервной системы, которая в этот период находится в постоянном напряжении. Помочь успокоиться, сосредоточиться и собраться поможет йога для детей, плавание и творческие занятия по интересам.

Ссылка на основную публикацию